Найти тему
Советское Кино и не только

Сказки и фэнтези в советском кино. Часть 1 (1919 - 1923 годы)

Сказочно-фантастическое кино пойдет по двум спискам: сказки-фэнтези и собственно фантастика. Поскольку ранние фильмы, в основном, не сохранились, я, по возможности, постарался найти что-то интересное об их создателях. Ну и, разумеется, добавляю краткое содержание.

Новое платье короля (1919), Девочка со спичками (1919), режиссёр Юрий Желябужский. Экранизации одноименных сказок Андерсена.

Юрий Желябужский (слева) с матерью и отчимом Максимом Горьким.
Юрий Желябужский (слева) с матерью и отчимом Максимом Горьким.

Желябужский более известен как оператор и документалист, самый известный его игровой фильм (как режиссёра) - "Папиросница от Моссельпрома" (1924), а как оператора - "Аэлита" (1924). Также он стоял у истоков отечественной мультипликации, учебного кино и системы кинообразования - в Госкиношколе (будущем ВГИКе) служил профессором кафедры операторского мастерства, замдиректора по научной работе, а в 1941-42 - директором. При жизни В. И. Ленина был одним из руководителей группы кинохроники, снимавшей вождя.

Домовой-агитатор (1920), режиссёр Юрий Желябужский

Юрий Желябужский
Юрий Желябужский

Агитфильм, призывающий крестьян сдавать хлеб. Казалось бы - при чем тут сказки? :) Создатели фильм творчески подошли к реализации темы и ввели в повествование Домового - он, страдая от холода и голода, предлагает "хозяину", рабочему одного из заводов, перенестись к брату в деревню. Сказано - сделано: москвич и его Домовой во мгновение ока оказались в деревне. Вот только брат Андрей и его семейство не рады свалившимся на голову гостям.

Разозлившись, Домовой отправляет Андрея в Москву, на место брата. Помыкавшись в холодной, голодной и неприветливой Москве, Андрей осознает свою неправоту. Вернувшись, он соглашается поделиться хлебом. 

В этом фильме дебютировали Николай Хмелев (позже мы увидим его в роли Беликова /"Человек в футляре"/) и Борис Добронравов (в будущем сыграет Давыдова в "Поднятой целине").

Лигейя (1922), режиссёр Тамара Глебова. Экранизация Эдгара По.

Тамара Глебова
Тамара Глебова

Мистический триллер о необыкновенной красавице Лигейе, после смерти перевоплотившейся в другую женщину. К сожалению, ни плакатов, ни кадров из фильма не сохранилось, но я нашел фотографию Тамары Глебовой, которая не выступила не только режиссёром, но и актрисой. Поэтому немножко Лигейю мы представить сможем.

Глебова не просто так на фото запечатлена в танце - она была танцовщицей, училась у самой Айседоры Дункан. Вместе с мамой, Дарьей Мусиной-Пушкиной, актрисой Александринки, в начале 20-х открыла пластическую студию. В музыкальной комедии 1941-го года "Антон Иванович сердится" сыграла жену Антона Ивановича. 

Сурамская крепость (1922), режиссёр Иван Перестиани. Экранизация одноименного романа грузинского писателя Даниила Чонкадзе, основанного на грузинской легенде. 

Кадр из фильма "Сурамская крепость" (1922)
Кадр из фильма "Сурамская крепость" (1922)

О фильме в целом я рассказу позже, пока - только о мистическом эпизоде из него. Героиня легенды, Вардуа, оскорбленная изменой и предательством возлюбленного, решила стать колдуньей, чтоб отомстить ему настолько жестоко, насколько только можно. Задуманное удалось - Вардуа выучилась колдовству и пользовалась таким серьезным авторитетом, что сам грузинский царь обращался к ней. 

Вардуа-колдунья. Кадр из фильма "Сурамская крепость" (1922)
Вардуа-колдунья. Кадр из фильма "Сурамская крепость" (1922)

Фильм сохранился, на ютубе он есть. 

Также в 1923-м году были сделаны первые советские экранизации Кэррола ("Алиса в сказочной стране") и Пушкина ("Сказка о мёртвой царевне"). Об обоих фильмах ничего не известно, кроме того, что они были. Я решил внести их в список как веху. Были, да ))

Часть вторая

Сказки
3041 интересуется