Сказочно-фантастическое кино пойдет по двум спискам: сказки-фэнтези и собственно фантастика. Поскольку ранние фильмы, в основном, не сохранились, я, по возможности, постарался найти что-то интересное об их создателях. Ну и, разумеется, добавляю краткое содержание.
Новое платье короля (1919), Девочка со спичками (1919), режиссёр Юрий Желябужский. Экранизации одноименных сказок Андерсена.
Желябужский более известен как оператор и документалист, самый известный его игровой фильм (как режиссёра) - "Папиросница от Моссельпрома" (1924), а как оператора - "Аэлита" (1924). Также он стоял у истоков отечественной мультипликации, учебного кино и системы кинообразования - в Госкиношколе (будущем ВГИКе) служил профессором кафедры операторского мастерства, замдиректора по научной работе, а в 1941-42 - директором. При жизни В. И. Ленина был одним из руководителей группы кинохроники, снимавшей вождя.
Домовой-агитатор (1920), режиссёр Юрий Желябужский
Агитфильм, призывающий крестьян сдавать хлеб. Казалось бы - при чем тут сказки? :) Создатели фильм творчески подошли к реализации темы и ввели в повествование Домового - он, страдая от холода и голода, предлагает "хозяину", рабочему одного из заводов, перенестись к брату в деревню. Сказано - сделано: москвич и его Домовой во мгновение ока оказались в деревне. Вот только брат Андрей и его семейство не рады свалившимся на голову гостям.
Разозлившись, Домовой отправляет Андрея в Москву, на место брата. Помыкавшись в холодной, голодной и неприветливой Москве, Андрей осознает свою неправоту. Вернувшись, он соглашается поделиться хлебом.
В этом фильме дебютировали Николай Хмелев (позже мы увидим его в роли Беликова /"Человек в футляре"/) и Борис Добронравов (в будущем сыграет Давыдова в "Поднятой целине").
Лигейя (1922), режиссёр Тамара Глебова. Экранизация Эдгара По.
Мистический триллер о необыкновенной красавице Лигейе, после смерти перевоплотившейся в другую женщину. К сожалению, ни плакатов, ни кадров из фильма не сохранилось, но я нашел фотографию Тамары Глебовой, которая не выступила не только режиссёром, но и актрисой. Поэтому немножко Лигейю мы представить сможем.
Глебова не просто так на фото запечатлена в танце - она была танцовщицей, училась у самой Айседоры Дункан. Вместе с мамой, Дарьей Мусиной-Пушкиной, актрисой Александринки, в начале 20-х открыла пластическую студию. В музыкальной комедии 1941-го года "Антон Иванович сердится" сыграла жену Антона Ивановича.
Сурамская крепость (1922), режиссёр Иван Перестиани. Экранизация одноименного романа грузинского писателя Даниила Чонкадзе, основанного на грузинской легенде.
О фильме в целом я рассказу позже, пока - только о мистическом эпизоде из него. Героиня легенды, Вардуа, оскорбленная изменой и предательством возлюбленного, решила стать колдуньей, чтоб отомстить ему настолько жестоко, насколько только можно. Задуманное удалось - Вардуа выучилась колдовству и пользовалась таким серьезным авторитетом, что сам грузинский царь обращался к ней.
Фильм сохранился, на ютубе он есть.
Также в 1923-м году были сделаны первые советские экранизации Кэррола ("Алиса в сказочной стране") и Пушкина ("Сказка о мёртвой царевне"). Об обоих фильмах ничего не известно, кроме того, что они были. Я решил внести их в список как веху. Были, да ))
Часть вторая