Иранскому режиссёру Джафару Панахи удаётся, казалось бы, невероятное - делать фильмы о том, как ему запрещено делать эти фильмы, но он всё равно их делает.
С 2010 года за «сговор с целью преступлений против национальной безопасности и пропаганду против Исламской республики» режиссёр не имеет право вести профессиональную деятельность, давать интервью и выезжать из Ирана.
При этом, все фильмы, которые он уже сделал за время действия запрета, получают награды на самых главных фестивалях мира. И это настоящее первоклассное кино.
Один из них "Такси", обладатель "Золотого медведя" Берлинского фестиваля и главной европейской кинопремии "Сезар".
Такси / Taxi (2015) реж. Джафар Панахи
Джафар Панахи за рулём автомобиля ездит по улицам Тегерана - забирает племянницу из школы, встречается с другом детства, попутно подвозит знакомых и незнакомых людей. По дороге они разговаривают. За исключением нескольких кадров, сделанных племянницей на её аппарат, остальное снято камерой, установленной на приборной доске автомобиля наподобие "видеорегистратор". Формально запрет не нарушен - Панахи сам ничего не снимает, тут нет ни авторского замысла, ни сюжета как такового. В кадре - сама жизнь.
Камера беспристрастно фиксирует происходящие. Между одними пассажирами вспыхивает жаркая дискуссия. Другой пытается наговорить на телефон завещание для жены. Кто-то оказывается вором, кто-то подпольным продавцом запрещённых в Иране зарубежных фильмов. Старый друг рассказывает реальную историю из своей жизни, которая может стать отличным сюжетом для фильма. Женщина, адвокат, рассказывает историю своей клиентки, объявившей голодовку в тюрьме Она и Панахи обсуждают, как жить таким, как они - не желающим мириться с тем, что происходит в стране, но не готовым отправиться в эмиграцию.
Отдельная история - это диалоги режиссёра с его племянницей. У девочки домашнее задание - снять мини-фильм "годный к показу". Она зачитывает признаки такого фильма, продиктованные им учительницей (по сути, это выдержки из закона о цензуре, действующей в Иране). И тут же сталкивается с тем, что жизнь в принципе "не годна к показу". А подправить её никак не получается.
Во время просмотра ловишь себя на том, как бесконечно интересно рассматривать из окна автомобиля улицы, дома, пешеходов, наблюдать за людьми в салоне. Это похоже на увлекательную автопрогулку по Тегерану, который большинство смотрящих фильм вряд ли когда-то увидит собственными глазами. Здесь многое кажется необычным - закутанные в платки женщины, обращения к девочке "госпожа", удивительные пожелания вроде "да не коснётся ваших рук боль", а также поразительные доброжелательность и открытость людей.
Действие фильма полностью происходит в автомобиле. Зритель тут - невидимый и безмолвный пассажир-наблюдатель. И в то же время участник своеобразного мастер-класса от знаменитого режиссёра о том, как можно сделать фильм из чего угодно, потому что кино повсюду, и самое главное - уметь его видеть.
В финале двое на мопеде с закрытыми лицами, обшаривают поставленную на парковке машину. Они не воры, ищут что-то конкретное - записи, камеру. Изображение дергается. Картинка исчезает. Но камера продолжает снимать сквозь темноту... Панахи запрещено снимать кино в течение 30 лет. Прошло 8 лет. Он сделал уже 4 фильма.
Автор :@heynavidad t.me/zhiznkakkino