Найти тему
Беседы с психологом

Развитие независимости и самостоятельности ребенка

Оглавление

Какого человека вы хотите вырастить? Кем вы хотите, чтобы он был, когда вырастет? Как воспитать самостоятельного человека?

– Узнаем ответы на эти и другие вопросы у доктора Келли.

– Большинство матерей в ходе повседневного общения с ребенком преследуют свои цели, и трудности, с которыми они сталкиваются, являются следствием их настойчивости в этом стремлении. Одно из самых сильных их желаний – это добиться того, чтобы ребенок был самостоятельным и независимым. Самостоятельность представляется матерям дверью во взрослую жизнь.

Меня интересовало, с какими трудностями сталкивается мать, когда хочет научить ребенка самостоятельности. Следует подчеркнуть большую роль родителей в процессе развития самостоятельности ребенка. Я постараюсь ответить на вопрос, как вы можете ускорить развитие ребенка, развивая его самостоятельность.

Чтобы научить ребенка быть самостоятельным, нужно исходить из того, что он индивид и свободный человек. Независимость связана не только с воспитанием поддержания чистоты и порядка, самостоятельного одевания или приема пищи, она проявляется, прежде всего, в независимости мышления при формулировании целей и умозаключений.

Приучая ребенка к самостоятельности, стоит помнить, что это очень сложный процесс. Самостоятельность можно сравнить с механизмом, чьи последовательные элементы соединяются и, будучи приведенными в движение, перемещают следующие элементы.

Важный момент – это сотрудничество с ребенком и совместное решение поставленной задачи.

Отправной точкой для понимания и воспитания ребенка всегда должно быть достоверное описание его текущего когнитивного и эмоционального состояния и способностей. Другими словами, нам нужно подумать о том, что наш ребенок уже может делать, чему мы хотели бы его научить и какой у него потенциал для выполнения новой задачи. Таким образом, мы определяем, как мотивировать ребенка к изменениям, а также проверяем его ресурсы, которые помогут ему преодолеть неудачи.

Известно, что сравнение со сверстниками, детьми из детского сада, друзьями, братьями и сестрами – отличный источник мотивации. Однако следует помнить, что каждый из них –большая индивидуальность и иногда сравнения могут просто навредить нашему ребенку. Кроме того, следует подчеркнуть, что обучение новому требует времени и терпения, а успех строится небольшими шагами.

Еще один очень важный фактор, способствующий развитию самостоятельности, – это выбор проблемы или задачи. Неважно, завязывает ли он шнурок или учит таблицу умножения, важно адаптировать это задание к способностям ребенка, чтобы он занимался им и испытывал радость и гордость, когда решал его. А в случае неудачи, чтобы захотел попробовать еще раз.

Это значит, что вам следует сформулировать задачу таким образом, чтобы всегда можно было похвалить ребенка. Например, ребенок не завязал бант, а завязал замечательный узел, чтобы побудить его к работе, вы можете напомнить ему, что он не умел это делать раньше, а также показать различные применения узла.

Можно сказать, что роль взрослого состоит в том, чтобы заинтересовать ребенка задачей и адаптировать ее к индивидуальным способностям ребенка. Благодаря тому, что ребенок сможет добиться успеха, в будущем он не будет бояться использовать свои способности в новой, стрессовой ситуации. Это означает, что независимость ребенка развивается, когда взрослый совместно с ребенком создает мир новых решений, используя способности ребенка и правильно адаптируя задачу к его возможностям.

С технической точки зрения при работе с ребенком стоит обратить внимание на следующие элементы, которые приведу на очевидном для большинства родителей примере обучения изготовлению улитки из пластилина:

  • привлечение внимания – сегодня делаем улитку, для этого я приготовил тебе пластилин,
  • показываем и помогаем – сначала раскатываем пластилин в длинную «колбаску», потом делаем из нее рулон,
  • показываем и объясняем – мы сделали красивую раковину для улитки, а теперь сделаем тело и усики,
  • поддержка в преодолении трудностей, показываем результаты работы, вспоминаем и возвращаемся к предыдущим этапам задачи –видишь, вот как я сделал раковину, хочешь ее раскрутить и скрутить, как делал я,
  • поддержка и мотивация – ты сделал это очень красиво, скоро вся улитка будет готова, и мы сможем играть вместе.

Работая с ребенком, мы не должны забывать гарантировать ребенку возможность делать выбор на каждом этапе этой работы. Самостоятельное принятие решений учит ребенка осознавать свои потребности. Когда мы навязываем ребенку свою волю, у него нет возможности размышлять, потому что он может принять или отвергнуть только то, что мы ему предложили.

Важно спросить его о том, что он хочет, чтобы он знал, что делает что-то отличное от нас, что-то свое. Стоит позаботиться о том, чтобы учесть и оценить воображение и творческие способности ребенка. Благодаря этому он учится рассматривать различные альтернативы и выбирать то, что ему больше всего подходит. Возвращаясь к нашей улитке, вы можете спросить его о цвете, размере, форме раковины.

Цель сотрудничества: при поддержке и помощи взрослого помочь ребенку осознать свою свободу действий (способности, навыки, настойчивость). Помощь, предлагаемая ребенку, не означает, что он выполняет задачу, которая может быть выше его возможностей, и не означает, что он хуже или слабее.

В этом смысле помощь означает поддержку ребенка в трудностях, пробуждение его мотивации и заботу в случае неудачи. Во время спокойного обучения наша связь с ребенком укрепляется, мы расширяем наши знания о нем, мы уверены в том, что мы хорошо подготовили его к выполнению аналогичной работы в будущем.

Не требуется никаких доказательств, чтобы подчеркнуть, насколько важно для ребенка добиться успеха в обучении самостоятельности, поэтому я упомяну лишь некоторые из них. Преимущества самостоятельного выполнения задания для ребенка – это чувство свободы воли, причинно-следственное мышление, дополнительно повышается их самооценка, а также мотивация к работе и доверие. Сотрудничество с детьми приводит к тому, что они добиваются большего прогресса, легче и лучше решают свои задачи, а также становятся более независимыми в будущем.

Нужно хорошо понять, что одно дело вырастить улитку вместе, а другое позволить ребенку самому выбирать одежду, еду, занятия или друзей. Это уже вопрос установления границ и обучения ребенка ответственности.

Теперь рассмотрим еще один момент – установление ограничений для ребенка и ответственность за обучение.

Развитие ребенка показывает нам, что он независимый человек, на которого мы имеем ограниченное влияние, уменьшающиеся с годами и с ростом его самостоятельности. Развивая самостоятельность ребенка, мы должны быть очень осторожны, чтобы ребенок осознавал свою свободу, но не ущемлял благополучие других людей. По этой причине стоит следить за тем, чтобы правила, нормы и границы были ясны и понятны для всех.

Чтобы ребенок мог сознательно и бесстрашно исследовать мир и других людей, мы должны создать для него безопасную обстановку. Лучший способ научить вашего ребенка тому, что каждый выбор влечет за собой больший выбор это рассказать ему о последствиях и поговорить с ним об ответственности. Разговор, по-дружески, позволит ребенку понять, что он влияет на реальность и может ее формировать. В разговоре нужно задать вопрос: «А, что было бы, если» и т.п.

Также стоит обсудить с ребенком его поведение, подсказав ему: «Это так, потому, что раньше ...». Если ребенок младше, все темы можно обсудить в игре или при чтении. Например: можно придумать начало рассказа и побудить ребенка создавать разные концовки, также стоит вернуться к событиям в жизни ребенка, попытаться их нарисовать и, например, изменить их ход в воображении.

Благодаря беседе, помимо обучения самостоятельному мышлению и выбору, у нас также есть возможность узнать о предпочтениях ребенка и обсудить с ним это, когда мы обеспокоены тем, что выбор не самый лучший. Партнерская беседа учит ребенка тому, что он может решать сам, благодаря тому, что он умеет конструировать и использовать различные сценарии своего поведения. С другой стороны, это позволяет нам верить в то, что ребенок, лишенный нашего контроля и присутствия, находится в безопасности, потому что он знает, как себя вести, может предсказать последствия и, в конечном итоге, попросить о помощи.

Какой можно сделать вывод.

Готовя ребенка к самостоятельной жизни, мы даем ему возможность самоопределения и уверенности в себе в случае различных поворотов судьбы. Все ценности, передаваемые ребенку, такие как свобода выбора, уважение, мотивация и надежда, – это ресурсы, которые ребенок, а позже и взрослый сможет использовать, когда он узнает мир и людей. И, что не менее важно, выстраивая связь с ребенком, мы знаем, что в критических ситуациях, без страха и стыда, он будет просить нас о помощи или поддержке, независимо от возраста, опыта и задач, которые ему предстоит решить.

***

Ждем ваших комментариев и примеры из личного опыта развития самостоятельности ребенка.

Читайте сотни статей об отношениях между мужчиной и женщиной, а также другую полезную информацию на канале «Беседы с психологом» >>>

Другие интересные статьи канала:

Что извлечь из прошлого, настоящего, будущего, чтобы найти счастье

Прошлое сделало вас таким, какой вы есть сейчас, как вы реагируете и думаете. В настоящем есть потенциал для перемен. Будущее может помочь воплотить в жизнь ваши мечты. Что извлечь из...

Как понять, что вас связывает – жалость или любовь

Отношения из жалости – довольно распространенное явление, которое свойственно людям с добрым сердцем. Но иногда трудно понять, что на самом деле держит вас рядом с партнером, чувства заботы или любовь...

Какие продукты вредны для сердца

Планируя ежедневное меню, мало кто задумывается о своем сердце, хотя сердечные заболевания являются наиболее частой причиной смерти. Оптимальная диета снижает риск сердечных заболеваний, поскольку...

Никотин убивает … вас! Хотите остаться живым?

Бросить курить непросто, хотя многие курильщики говорят, что привычка курить – это слабость, которую им можно простить. И все же они знают, какой вред наносит курение. Если вы наконец решили бросить курить...

Как реагировать на ссоры детей?

Иногда при встрече с семьей наших друзей, малыши начинают ссориться. Для родителей возникает неловкая ситуация, потому что приходится постоянно присутствовать при играх детей и контролировать их...

Как правильно играть с ребенком

Довольно часто считается, что время, проведенное с ребенком в игре, является неэффективным, несущественным или даже пустой тратой. Но тенденция родителей покупать своим детям «обучающие» игрушки...

Хотите узнать, как любить без ссор, измен и вранья, как жить без плохого настроения, как быть здоровым без лекарств и о… тогда вам сюда >>>