Собственный сад - особый уголок Павловского парка, в котором незримо присутствует дух его устроительницы, супруги императора Павла I - Марии Федоровны.
В 1782 году Великий князь Павел Петрович и его супруга Мария Федоровна вернулись из большого путешествия по Европе, в которое они, по желанию Екатерины II, "чтобы избежать пышности и мелочного соблюдения этикета", отправились под именем графа и графини Северных. В резиденциях европейских монархов они увидели небольшие придворные садики, служившие местом уединения хозяев и своеобразным залами под открытым небом для приема особых гостей.
После возвращения Мария Федоровна решила устроить похожий у стен еще строящегося Павловского дворца. Проект регулярного сада с четкой геометрической планировкой разработал архитектор Чарльз Камерон при участии художника-декоратора Анри Франсуа Виолье и садовника Адама Карловича Визлера.
Центральная аллея и две поперечные дорожки делили пространство на три участка разного размера. На ближайшем ко дворцу - разбили партер с цветочными клумбами.
В прошлом для создания идеального ровного края клумбы использовали устричные раковины. Их ставили на ребро по заранее нанесенному контуру, и только в XVIII веке начали использовать для этого металлические каркасы.
Садовники следили, чтобы цветы на клумбе в пределах одного узора были одинаковой высоты. В результате цветочные круги и овалы, окруженные посыпанными песком дорожками, выглядели как орнаментальный ковер. Неслучайно такой цветочный партер назывался ковровым.
Собственный сад дважды в год - весной и летом - менял свою цветовую гамму. Для весеннего оформления использовались незабудки, анютины глазки, маргаритки. Летом их сменяли туберозы, левкои, пеларгонии, виолы. Для аромата (ароматерапия была весьма популярна в XVIII-XIX веках) высаживали вербену, гелиотропы, резеду, жасмин, сирень.
Около 15 тысяч глиняных горшочков с цветочной рассадой доставляли весной из оранжереи для высадки в клумбы. Семена, корни и луковицы привозили со всего света: из Голландии, Англии, Италии, Бразилии, с Цейлона.
И, хотя со времени появления цветника у стен Павловского дворца прошло более двухсот лет, сотрудники музея-заповедника стараются сохранять исторический ассортимент цветочных видов в Собственном саду.
Две мраморных вазы работы русских мастеров конца XVIII века, которые были установлены на пересечении главной и поперечной аллей в 1784 году, как солдаты до сих пор стоят на границе партерного цветника и ботанической части сада. Они серьезно пострадали в годы Великой Отечественной войны, вернулись на историческое место после реставрации несколько лет назад.
Еще одна ваза конца XVIII века установлена в центре кенконса - рощи из лип, высаженных в шахматном порядке.
Способ посадки деревьев сдвинутыми рядами использовался еще в античных садах и был популярен в европейских странах в XVIII-XIX веках . Устройство кенконса - процесс трудоемкий, требующий серьезных материальных затрат. Деревья подбирались одного возраста, одной высоты, с одинаковыми по толщине стволами и одинаково сформировавшимися кронами. Стволы очищались от нижних ветвей до определенной высоты, кроны подстригались в линию. Если встать лицом к диагональному ряду деревьев, возникает иллюзия, что перед вами стоит одно дерево.
Взрослые липы для кенконса Собственного сада доставлялись из Германии и Голландии. Мария Федоровна лично заботилась об их "сбережении от зимней стужи" и уходе. Ее серьезное увлечение садоводством, знакомство с лучшими научными трудами того времени позволяли давать полезные советы садовым мастерам Генриху Асмусу и Карлу Визлеру.
Научной лабораторией Марии Федоровны стал ботанический участок, расположенный напротив кенконса. Здесь были собраны растения со всего света. И сегодня вечнозеленый самшит, привычный для южных курортов, соседствует с рододендроном, привезенным с Алтая.
Особо выделяется среди растений яблоня Недзвецкого, занесенная в Красную книгу как исчезающий вид. У этого дерева красно-пурпурные листья, ярко-розовые бутоны и розово-пурпурные плоды.
Сотрудница сада сказала, что мякоть у яблок тоже розоватого оттенка.
Центр ботанического участка украшает еще одна ваза. Когда-то на ее месте стояла мраморная статуя Флоры, вокруг которой высаживали душистые цветы. Гости Собственного сада присаживались на ажурные чугунные скамейки, наслаждались чудесным видом и ароматами.
Сделать это можно и сегодня.
Количество мраморных ваз на квадратный метр в Собственном саду впечатляет. Еще 12 малых ваз в виде античных кратеров украшают часть центральной аллеи, ведущую к "Павильону трех граций".
Первоначально на месте павильона располагался каменный балкон с балюстрадой. Летом над ним натягивали тент, устанавливали стол и кресло для Павла Петровича. Здесь он любил работать и принимать доклады вельмож.
В 1800 году каменный балкон решили разобрать, а на его месте возвести "Колоннаду". Автором проекта стал Чарльз Камерон.
"Павильоном трех граций" это сооружение станут называть с середины XIX века благодаря скульптуре трех граций. Роскошную скульптурную группу, выполненную из цельного куска мрамора итальянцем Паоло Трискорни, подарил Марии Федоровне ко дню рождения 1802 года сын - император Александр I.
Согласно античной мифологии три грации Аглая, Талия и Ефросина - дочери Зевса и океаниды Евриномы - олицетворяют веселье и радость жизни. Их главная обязанность - сопровождать богов и людей, создавая вокруг атмосферу счастья.
Колонны павильона увенчаны изящными капителями, плафон украшен кессонами с крупными розетками удивительной красоты.
"Павильон трех граций" стал прощальным подарком Чарльза Камерона Павловску.
Выходя из сада, обратите внимание на симпатичные кусты с шарообразной кроной. Это карликовая сирень Мейера сорта "Палибин" с очень ароматными цветами. Чтобы насладиться ими, сад стоит посетить в начале или конце лета, когда у кустов происходит цветение.
В этом году Собственный сад работает до 15 октября, так что вы еще можете успеть прогуляться по его дорожкам.
А тем, кто не успел, предлагаю посмотреть небольшое видео, снятое в Собственном саду, осенью текущего года.
Еще одно место в Павловском парке, которое связано с ботаническими увлечениями Марии Федоровны, - садоводство Боде.
Куда исчезли львы с гранитной пристани у Мариентальского пруда в Павловске?