Найти тему
История для всех

Жанры и художественные особенности древневосточной литературы

К основным жанрам литературы Древнего Востока относятся:

- Эпико-мифологический (рассказывающая о деяниях богов и героев, главные темы эпико-мифологической поэзии – сотворение мира, загробная жизнь и растительный цикл: другими словами, происхождение, конец и законы Вселенной – например, эпос о Гильгамеше)

- Лирическая поэзия (гимны и молитвы богам, где звучат темы плача и жалобы, облегчения, благодарности и хвалы), плач о павших городах – можно рассматривать как дополнение к лирической поэзии.

- Поучительная или назидательная литература (размышления о жизни, пословицы, афоризмы, басни, проблема страданий благочестивого человека, проблема человеческого горя вообще)

- Историческая литература (История в древневосточной литературе представлена списками династий, монархов, анналами и памятными надписями)

- Рассказ (основанный на реальных фактах, и рассказ о воображаемых событиях. Первый тип существует также на арамейском, – к примеру, это рассказ об Ахи-каре; но даже в этом случае сам текст исходит из Египта)

Основные особенности:

Первая черта – анонимность. Несмотря на громадное количество произведений, которыми может похвалиться Древний Восток, имя автора дошло до нас лишь в нескольких случаях, и то не наверняка. Имена копиистов упоминаются гораздо чаще; из этого следует сделать вывод, что творческой личности автора тогда не придавалось такого значения, как в нашем мире.

Далее - относительно неизменное качество форм и тем; а поскольку подражание и повторение встречаются очень часто и никак не

маскируются, причем не только от текста к тексту, но и внутри одного текста, заключаем, что творческая оригинальность не была главной целью художественной деятельности, как у нас.

Но если так, то каков смысл этого искусства? Оно преследует практическую, а не эстетическую цель: официальное выражение политической власти и религиозной веры; или, скорее, поскольку на Древнем Востоке эти две вещи практически слиты воедино, выражение веры в ее политическом и религиозном проявлении. Поэтому здесь не существует концепции искусства ради искусства, эстетической жажды как таковой, а искусство не является самоцелью.