Привет! Когда этот канал только начинался, я опубликовала статью о фильме Конрада Вольфа «Мне было девятнадцать», которая вызвала большой отклик и живой интерес читателей. Сегодня исполняется 95 лет со дня рождения немецкого режиссера, и к этой хорошей дате я подготовила мини-ретроспективу его фильмов.
Конрад Вольф – главный режиссер ГДР
Имя Конрада Вольфа погребено под тоннами антисоветской пропаганды и принесено в жертву многолетней демонизации ГДР как явления. Когда заходит речь о послевоенном немецком кино, как правило, называется несколько имен исключительно из ФРГ, а Восточная Германия представляется в контексте дьявольской штази и никак иначе.
Однако фильмы Вольфа говорят сами за себя и свое место в истории кино, несомненно, занимают. В них ощущается и западноевропейский экзистенциализм, и восточноевропейский лиризм, а терзания вечно молодых героев настолько актуальны сегодня, будто сняты не 60 и не 40 лет назад, а буквально в наши дни.
Конрад Вольф родился в удивительной семье: его отец Фридрих был писателем-коммунистом, еще до войны эмигрировавшим в СССР, а его старший брат Маркус, уже после войны, возглавил внешнюю разведку ГДР.
Когда началась война, Конрад перешел в восьмой класс. В 1941 Вольфов эвакуировали в Алма-Ату. В 1942 он сдает экстерном экзамены и подлежит мобилизации, но из-за проблем со зрением отправляется в тыл, а затем в Черноморскую группу войск, где, благодаря знанию языка и убеждениям, начинает вести антифашистскую пропаганду. Это была не разведка, а «подразделение по разложению войск противника», как вспоминал сам Конрад Вольф.
После войны окончил ВГИК и работал на студии ДЕФА в Бабельсберге, где и снял большинство своих фильмов. Бабельсберг – это район Потсдама, где находилась киностудия Бабельсберг, «колыбель немецкого кино»: здесь работали Георг Пабст, Фриц Ланг и Джозеф фон Штернберг до своего отъезда в Голливуд. Сегодня знаменитая Потсдамская киношкола, основанная в 1954 году по образу и подобию ВГИКа и пражской киношколы FAMU (ныне Бабельсбергский университет кино и телевидения) носит имя Конрада Вольфа.
В течение ближайшей недели мы посмотрим и обсудим три фильма Вольфа: «Лиззи», «Мама, я жив» и «Соло Санни». Все фильмы обсуждаем здесь в комментариях и в группе киноклуба ВКонтакте.
Поколение 1. Германия между мировыми войнами
Лиззи (Lissy), 1957
Экранизация романа немецкого писателя-коммуниста Франца Карла Вайскопфа. События фильма начинаются в Веймарской республике, накануне прихода нацистов к власти.
В центре истории – молодая Лиззи из простой семьи. Она влюбляется, выходит замуж, рожает ребенка и наблюдает за всеми трансформациями, которые происходят в Германии прямо у нее на глазах. В главной роли – актриса Соня Зуттер, которой разрешалось играть и в Восточной, и в Западной Германии.
Поколение 2. Молодые немцы на войне
Мама, я жив (Mama, ich lebe), 1977
Для Конрада Вольфа во многом биографический фильм, как и картина «Мне было девятнадцать» (1968). Несколько молодых немцев пошли на войну, не осознавая до конца, что их ждет. Попадают в плен, раскаиваются, переходят на сторону Красной Армии и готовятся рискнуть жизнью.
«Мама, я жив» – это цепочка то философских, то ностальгических эпизодов с лучшими актерами своего времени: в фильме снялись Маргарита Терехова, Донатас Банионис, Евгений Киндинов и др. Настоящее кино морального беспокойства.
Поколение 3. Беспокойные 70-е
Соло Санни (Solo Sunny), 1980
Хотя самой известной работой Вольфа на постсоветском пространстве был и остается фильм «Гойя, или Тяжкий путь познания», картина «Соло Санни» считается самой успешной в его фильмографии.
Это зрительское кино с простой историей о молодой певице, которая пытается найти себя. Но свое соло в фильме споет не только она, но и атмосферный Берлин, о котором подробнее можно прочитать в переводе этого исследования ЗДЕСЬ
Желаю всем приятного просмотра! Делитесь своими впечатлениями в комментариях и подписывайтесь на группу киноклуба ВКонтакте, чтобы больше узнать о Конраде Вольфе, его фильмах, истории создания и городах в кино.
Неделя Конрада Вольфа объявляется открытой!