Найти тему
Nursultan Begenov

Шахматная Т(Д)оска😞 в школе

Дети играют в шахматы
Дети играют в шахматы
Быть или не быть шахматам в школьной программе?

Да, шахматная игра, этот чудесный сплав искусства, науки и спорта бесспорно является мощным инструментом развития интеллектуального спектра. Подтверждением тому служит и сам сложившийся в социуме образ шахматистов, как высокообразованных и успешных персон. Именно поэтому, во многих странах предпринимаются малоуспешные попытки впихнуть необъятный мир древней игры в прокрустово ложе обязательной школьной программы.
Опытные тренеры утверждают, что научить играть (“двигать фигуры”) можно любого человека независимо от возраста, пола и способностей.

Но логическая красота шахмат откроется далеко не каждому. Желание упорно и длительно заниматься любимой игрой, аналитический склад ума, готовность к борьбе за победу, даже некоторая упертость характера – вот основные черты прирожденного шахматиста.

Но эти же многоопытные тренеры за долгую практику убедились - нельзя заставлять ВСЕХ детей обучаться шахматам! Это неизбежно превратит шахматную доску в шахматную тоску. Общеобразовательная школа, находясь в тесных рамках сроков обучения и оценивания, не учитывает диапазон возможностей и выраженность темперамента каждого ребенка.

Шахматное сражение – это по определению конфликт! Поэтому школьники со слабой психологической устойчивостью, не готовые к постоянной борьбе, не подружатся с игрой. В результате дети, изначально не имеющие склонности к игре, терпя постоянные поражения, теряют уверенность в своих силах и способностях. Обязаловка лишает их выбора и возможности идти своим путем и даже опасна потерей интереса к альтернативным видам дополнительного развития. Пусть лучше каждый занимается своим любимым делом!
Занятия шахматами, как и музыкой, рисованием и любым другим увлечением должны проходить в свободной обстановке, по желанию. Хочешь – приходи играй, не хочешь – отвлекись, отдохни. Польза будет только от того, чем ребенок занимается добровольно и с удовольствием, тогда все получается само собой.
Нельзя не учитывать также, что шахматы – индивидуальный вид спорта, даже несколько эгоистичный. Для начинающего игрока пристальное направляющее внимание наставника неоценимо. Уроки мало сведущего учителя, проводимые в переполненном шумном классе, могут оттолкнуть даже изначально способного ученика. Ведь далеко не всегда курс преподают сильные шахматные специалисты, умеющие увлечь ребенка.

Так быть или не быть шахматам в школе? Вот компетентное мнение эксперта Российской шахматной федерации Александра Николаевича Костьева, кандидата педагогических наук, руководителя проекта «Шахматный всеобуч России»: “Приказом ввести урок шахмат в школы не удастся. Найти единовременно более 40 тысяч преподавателей нереально. Вряд ли целесообразно всех детей принудительно обучать шахматам.”

Миссия каждого родителя – открыть своему ребенку двери в безграничные возможности мира и помочь найти в нем свое место.
И если ваш выбор - это шахматы, то дорога к успеху одна.
Расширение диапазона стратегического и тактического потенциала ребенка, сражение с достойными спарринг-партнерами на категорийных турнирах, победные достижения и высокие спортивные регалии можно получить только в профессиональных шахматных школах с грамотными тренерами-наставниками.
В любом другом формате - это всего лишь пустая трата времени и профанация предмета.