Лермонтов бы сейчас психологам и прочим психотерапевтам деньги мешками носил, а те бы ему объясняли, что все его беды родом из детства.
Рос будущий поэт меж двух огней: между бабушкой, Елизаветой Алексеевной Арсеньевой, и отцом, Юрием Петровичем Лермонтовым.
Мать мальчика, Мария Михайловна Лермонтова, в девичестве Арсеньева, скончалась от чахотки, когда будущему поэту не было и трех лет.
Схоронив единственную дочь, Елизавета Алексеевна, которая зятя и без того терпеть не могла, отобрала у него сына. Предлог был более чем веский: обещание сделать мальчика своим наследником. Иначе вздорная старуха грозилась оставить все другим родственникам.
Она на самом деле была из вздорных: когда ее муж отравился из-за несчастной любви к соседке по имению, Елизавета Алексеевна заявила: «Собаке — собачья смерть!».
По преданию, именно так, спустя годы, отреагирует на смерть ее единственного внука Николай I.
Так будущий великий русский поэт и оказался между властной бабушкой и любимым отцом. К тому же почти все детство Лермонтов провел в постели, так как, как и его мать, не отличался крепким здоровьем.
В результате мальчик вырос оторванным от реальности мечтателем и на каждое столкновение с реальным миром реагировал очень болезненно, до полного отрицания и очередного бегства в мечты, стихи, в выдуманные истории.
Затем был пансион, после пара курсов Московского университета, из которого его практически отчислили.
Лермонтов попытался поступить в Петербургский университет, но и тут его ждала неудача: там отказались зачесть два года Московского университета. И Лермонтов решил стать военным.
Ко времени дуэли с Мартыновым Лермонтов уже был известным поэтом и собирался посвятить свою жизнь словесности, но бабушка настаивала на продолжении внуком военной карьеры. Она не считала словесное творчество достойным для ее наследника делом.
Лермонтов бабушку послушался. И в результате оказался во второй раз сосланным на Кавказ, где и встретил своего старинного приятеля и однокашника по военной школе, Николая Соломоновича Мартынова.
Мартынов был полной противоположностью мятущейся душе поэта. Этот самоуверенный, холеный, статный красавец совершенно не терзался ни своим несовершенством, ни несовершенством этого мира, зато был франтом и пользовался большим успехом у дам.
Влюбилась в Мартынова и Эмилия Петровна Верзилова, за которой ухаживал Лермонтов.
Но вряд ли именно неудача на любовном фронте был причиной неприязни Лермонтова к Мартынову. Все дело было в разнице мироощущения у этих двоих. Мартынов был из тех, кто идет по жизни легко и просто, без терзаний и самоедства. Лермонтов же, как и его герои, нес в себе несчастье, недовольство, потерянность, ощущение собственной никчемности и бесцельности жизни.
Он задирал Мартынова, откровенно его оскорблял, обвинял в трусости, выставлял перед дамами в невыгодном свете.
Мартынов просил Лермонтова прекратить, но Лермонтов упорно продолжал подначивать приятеля. Так друзья-соперники и оказались у дуэльного барьера
Считается, что Лермонтов собирался выстрелить в воздух, а Мартынов — легко ранить поэта. Но почему-то вместо этого попал в грудь Лермонтова.
Лермонтову тогда было всего 27 лет, а Мартынову и того меньше — 26. По нынешним временам, совсем еще дети.
После смерти поэта Мартынов семь лет провел в Киеве, в покаянных молитвах. Там же он встретил свою будущую жену. У пары родилось 11 детей. Умер Мартынов в 1875 году, в возрасте 60 лет.
Продолжая терзаться чувством вины, он завещал похоронить себя в безымянной могиле. Родственники его не послушались и похоронили в фамильном склепе, с именным памятником.
В 1924 году в имении Мартыновых была основана школьная колония, ученики которой, узнав, что здесь похоронен убийца Лермонтова, разорили могилу Мартынова и выбросили его останки в ближайший пруд.