Вологодская область "богата" на деревни, в которых становится всё меньше и меньше жителей. Старики умирают, их дети и внуки переезжают поближе к цивилизации. Постепенно деревни пустеют и в лучшем случае их посещают только летом. Ситуация усугубляется труднодоступностью таких мест. Весной и осенью дороги размывает, проехать можно только на внедорожнике. Такой возможностью обладает не каждый потомок бывших хозяев домов и в конце концов в деревню перестают ездить.
А зря! Посмотрите какие живописные места!!!
Приветствую вас, дорогие друзья, мои подписчики и случайно зашедшие читатели на моем канале!
Здесь я вместе с вами совершаю прогулки, путешествую, рассказываю интересные факты. Если вы до сих пор не подписались – делайте это прямо сейчас, чтобы не пропустить интересные публикации.
Познакомьтесь, на фотографиях представлена деревня Писунинская Верховажского района. Её прежнее название - Кривье или Кривые. Об этой деревне вы навряд ли найдете много информации в общем доступе. Вместе с этим, деревня существует несколько сотен лет.
Упоминания об этой деревне содержатся в рукописном виде местного жителя Подосенова Ивана Михайловича, родившегося в деревне в 1906 году и покинувшего ее в 1924 году, поступив учиться на лесное отделение Вельского техникума.
"Кроме того, что сохранилось в моей памяти, подспорьем мне служит взятая дома во время приезда в отпуск сохранившаяся старая податная книга на наше хозяйство. (называется «Платежная книжка»). Эта книжка выдана «Записанному по ревизской сказке под №10 семейству крестьянина Вельского удельного имения Верховского прикола дер. Песунинской Ивана Миколаева Подосенова для получения расписок от сборщика в приеме вносимых к нему денег и для означения смотрителем общественной запашки, выдачи в ссуду хлеба из запасных магазинов и уплаты оного.» Эта книга выдана отцу моего деда Ильи Ивановича в 1860 году. В ней на 4-х страницах приведены правила взимания сборов и долгов с крестьян. Учитывая неграмотность народа, сборщик кроме указания взимаемой суммы цифрами, обязан проставлять эту сумму особыми значками. Например: 13 руб. 35 3\4 коп. - *************. Согласно этой книги сборы производились по особым раскладкам и прибавлениям к платежным табелям высылаемых из департамента уделов.
Таким образом, мы являлись до революции удельными крестьянами. Все доходы с уделов шли на содержание царского двора. Помещиком у них был сам царь. В гор. Вельске было управление Вельского удельного округа. Начальником округа был Орлов Александр Федорович, чин его соответствовал генерал-губернатору. Это был человек с довольно либеральными взглядами, являлся депутатом всех пяти государственных дум. После революции он преподавал в техникуме физику, в эти годы ему было уже около 80 лет".
"Теперь когда же появилась д.Кривые? Попробуем воспользоваться данными все той же податной книгой на наше хозяйство. Согласно книги до 1930 года известны имена глав семей нашего хозяйства – Михаил Ильич, Илья Иванович, Иван Николаевич и его отец Николай (Миколай) – это четыре поколения. У Ивана николаевича согласно податной книги было земли 3 1\2 ревизских душ, следовательно был в семье раздел т.е. у его отца было земли 7 душ. Это в том случае если у Ивана был брат с которым разделена земля, а если не было брата, то 3 1\2 души было и у его отца Николая. Таким образом, есть основание приплюсовать еще одно поколение. Это будет пять поколений. Значит пять поколений назад – к этому времени жителями деревни было разработаны значительные площади земельных угодий и властями произведено землеустройство и земля поделена между крестьянами согласно состава их семей. Для разработки таких площадей земельных угодий в тех условиях считаю необходимо было два поколения. Таким образом, с момента заселения деревни до 1930 года можно считать прошло 7 поколений. Считаю поколение по 25 лет ( период ведения хозяйства главой семьи) это будет 175 лет + 56 лет = 230 лет, как основалась деревня Кривые (Песунинская) т.е. в половине 18 века в 1750-х годы. К этому периоду по-моему произошло и заселение Терменьги – Верховского прикола, как указано в податной книге".
В деревне построена часовня. Точная дата постройки не установлена.
Согласно общедоступным данным: "Деревянная часовня, обшитая тесом, сооруженная в кон. XIX в. Входила в терменгский приход. Четверик, завершенный малым восьмериком, с двумя декоративными главками, с притвором. Закрыта не позже 1930-х, служила складом, теперь пустует, требует ремонта".
Надписи на стенах внутри часовни в карандашном исполнении.
"Савинский Григорий.. 12.11.1952 г. приходил по муку..завтра в лесозаготовку..."
"К. Самысова 14.12.4(?)г. сортировала жито. На завтра Гришина свадьба с Ниной Поткиной. Погода была очень плоха, хороший хозяин не выгонит собак на улицу, а нас послали работать ...с похмелья голова болела ...нам спать хотелось.."
"Товарищи здесь была... при царе был кабинет...а при царице (?) спальня...а для распутина был буфет...а сейчас при колхозе вышел склад..."
На этой стене список фамилий...можно разобрать фамилии жителей деревни.. "Поткина А.В. 2....Кашинцева М.А. 3...Поткина А.М.....Подосенов (несколько фамилий), еще
Со стороны может показаться, что вся деревня жилая. Дома в деревне на вид в хорошем состоянии и только по полуразрушенным задним дворам некоторых домов понимаешь, что в них давно никто не живет. Становится печально и немного жутковато. В деревне абсолютная тишина.
Давность основания деревни подтверждают и дома жителей, особенно по фамилии Подосеновых, их основательность, размеры, состояние (старость). Такие дома возможно было строить, когда уже жители обжились основательно.
Почему деревня названа Кривые? По-моему потому, что они действительно кривые. Деревни обычно строились по одной прямой улице. Выбрав место для заселения предки Подосеновы, между двумя логами, это расстояние застроили улицу с запада на восток и поэтому при увеличении хозяйств пришлось улицу поворачивать вдоль лога почти под 90 на север. На месте поворота была построена часовня. Вероятно поэтому же принципу назвали дер Мотовилово ее официальное название д. Вертяева Горка.
Дер Кривые была самой дальней от Посада на Терменьге. В волости существовала поговорка «Через Кривые на Посад» это когда кто хотел или уже проехал между какими то пунктами не ближним, а окольным путем. В деревне с Запольками было 39 дворов, из них по фамилиям: Подосеновых-22, Поткиных-9, Кашинцевых-4, Новиковых-1, Ширяевских-1, Скулиных-1, Васендиных-1.
Необходимо отметить, что в деревне проводились значительные работы общественного характера:
Капитально были построены мосты за реки Терменьгу и Кенас, содержались всегда в порядке.
Следили за дорогами, по уклону от часовни, дороги к полянкам за реки Терменьгу и Кенас общим протяжением около километра выстилались фашинником.
При пяти выездах из деревни в поля ворота содержались в хорошем состоянии
Изгороди (осеки) в двух выгонах (поскотинах) ежегодно весной ремонтировались.
В деревне был построен хороший пожарный сарай, был вырыт пожарный колодец. Приобретена ручная пожарная машина, пожарный инвентарь – багры, ухваты, кирки. На домах были прибиты дощечки с изображением инвентаря с которым хозяин должен являтся в случае пожара. Под руководством Федора Руфимовича Подосенова в деревне был установлен громоотвод.
Так выглядит печь в одном из домов в деревне. Правда красиво?! Кстати, это один из немногих домов, который не покинут жителями.
Дом построен более 100 лет назад. Ранее в нем жили зажиточные крестьяне, которые впоследствии были раскулачены.
Обратите внимание на ширину брёвен и цвет. Дом построен на века. По периметру комнаты - длинная лавка
Подобная "роспись" мебели, дверей, печек имеется и в других домах деревни. Из чего можно сделать вывод, что дома принадлежали родственникам одной семьи.
Сохранились древние прялки, лапти и много другой утвари того времени.
В деревне, да и по всей Терменьге крестьянами велось натуральное хозяйство, т.е. то что производилось шло на потребление в семье, товарной продукции сельского хозяйства почти не
было. Насколько мне известно продавали хлеб из деревни Новиков Александр Медосович у которого была еще и мельница и Подосенов Константин Федорович.
"Одежда обувь за небольшим исключением делалась из материалов выращенных в своем хозяйстве. Из льна, шерсти ткались дома холсты, сукманина и женщинами в ручную шилась одежда. Из шерсти катались валенки, из выделанных овчин и кож шились полушубки и обувь. Кроме выделки кож, выделки овчин и катания валенок производилось мастерами своей деревни. В летнее время из обуви были в большом ходу ступни плетеные из березовых лык. Материалы фабричного изготовления приобретались только для выходной (праздничной) одежды и к ней относились очень бережно. Так у моего деда Ильи Ивановича были кафтанчик и штаны из дешевого материала и одна ситцевая рубаха, которые он одевал когда ходил в церковь и в праздники когда были гости".
Двухэтажное строение домов особенно необычно для деревень Вологодской области.
Следует отметить, в нашей деревне, да вероятно и в других на Терменьге, количество ревизских душ не у всех хозяйств было показателем о размерах пашни и сенокосов. Зависело это по моему от стремления, трудолюбия и возможности семьи, трудоспособности членов семьи. В наших условиях расчищать, раскорчевывать лес под пашню и сенокос такая возможность имелась. Так в нашем хозяйстве после раздела дедом Ильей с братом Семеном 3 1\2 ревизских душ, в хозяйстве оказалось 1 3\4 души, но благодаря труду наших предков- деда Ильи, прадедов Ивана и Николая с их семьями, превративших из тайги в пашню за пределами полей пять полянок и расчистивших сенокосы, пашня в полях от общей пашни с полянками составляла не более 25%. Без этих трудов предков, ох как трудно было бы нашей семье в составе 10 человек. Такое положение было и в других хозяйствах деревни, только в разной степени, у одних больше, у других меньше расчищенных земельных угодий за пределами полей, в которых земля распределена согласно старой ревизской сказки. Учитывая, что сельское хозяйство было натуральным, а крестьянам нужно платить налоги (подати) и удовлетворять другие потребности в хозяйстве, деньги приходилось зарабатывать на стороне или заниматься ремеслами на дому.
Такими источниками заработков были: работа на лесозаготовках, уходили в Архангельск на строительство барж и другие работы, на строительство Мурманской железной дороги, на дому в зимнее время занимались катанием валенок в трех семьях – Феодосия Лукича, Николая Феодосьевича, Василия Михайловича, по фамилии все Подосеновы. Многие занимались как называли в то время извозом (возили грузы) не только в зимнее время но и в летнее время в междупорье после посевной перед сенокосом. Регулярно занимались извозом жители – Новиков александр Медосович, Кашинцев Николай Зиновьевич, Кашинцев Михаил Федорович, Подосенов Константин Федорович и мой отец Михаил Ильич и другие. Грузы возили с Коноши из Архангельска и других мест. Зимой купцам было выгодно доставлять груз конным транспортом, а не по железной дороге без погрузки в Архангельске и выгрузке в Конаше и снова от нее везти на лошадях. Возили грузы и из Верховажья, купец Цуварев скупал у крестьян лен, шерсть, кости, конский волос, щетину, которые отправлял конным транспортом для переработки фабрикантам. Мой отец возил лен в такие дальние от нас города с текстильной промышленностью в Кинешму и Кострому, а из рассказов деда Ильи Ивановича он на своих лошадях бывал с извозом и в Москве. Таким образом конный транспорт в прежние времена в жизни народа имел огромное значение. Лошадь – это умное, красивое, без прикословное работящее животное многие века служило человеку в его хозяйственной жизни и в армии, в ратных сражениях во время войны. В наш век машин мы забыли заслуги лошади, не благодарны к ней, не используем ее возможности, ее работоспособность, особенно в сельском хозяйстве.
Из деревни Кривых был и уход мужчин как говорят «во все» искать себе работу в городах устраивать свою судьбу. В Питер (Петроград) сначала выехал Кашинцев Арсений Зиновьевич, ставший кадровым рабочим Путиловского завода, за ним выехали братья Михаил и Петр. Подростком уехал в Москву Поткин Михаил. В Архангельск уехал Подосенов Иван Федорович и до 1-ой мировой войны служил там в полиции городовым, после войны вернулся домой, туда же выехал Подосенов Иван Семенович. В Питер выехали Подосенов Петр Андреевич, Поткин Николай Маркович. Все эти лица выехали до революции.
А вот еще одно воспоминание Подосенова Ивана Михайловича, которое мне особенно понравилось (потому что жизненно!)
"Из людей оставивших добрую память у меня и сделавших много добра для людей, это была учительница Стиховского земского начального училища в дер. Стешова Елизавета Васильевна Дмитриева. Посмотришь иногда на ее подпись в удостоверении об окончании училища, всегда вспоминаешь ее с большим уважением к ней и подсчитываешь результаты ее деятельности, сколько ребят после окончания училища до революции окончило городское училище в Верховажье и кем они потом стали. Она была из деревни Заборье это около г.Вельска и в возрасте 40 лет она работала в училище с самого его основания, около 1900 года. Работала она с тремя классами. Две учительницы в школе стало с 1904 года, когда училище стало 4-х классным, прировняли с церковно-приходским. Второй учительницей пришла Кожемякина Мария Ивановна из Верховажья. Это были две противоположности и отношения между ними, как я оценил позднее, были натянутыми. В первых двух классах учился я у Марии Ивановны. За малейшие нарушения в классе она применяла наказание – драла за волосы, уши, ставила к столбу (был по средине класса) на колени на горох, сопровождав все это шумными нотациями. Уважением она у учеников и родителей не пользовалась. На воскресенье и на каникулы пришлось ей ходить пешком, никто ее не отвезет. А вот «Лисавету» Васильевну перед зимними каникулами кто-нибудь из крестьян свою причину поездки в Вельск (Заделье) совмещал с днем выезда ее в Заборье. К концу уроков лошадь стояла уже у школы и минут через 10 выходила Елизавета Васильевна, одевала приготовленный для нее тулуп и уезжала, и утром рано была уже дома в Заборье. А Марие Ивановне приходилось топать пешком в Верховажье. Неприязнь населения к себе она конечно чувствовала.
Родительских собраний в школе тогда в моде не было, учителя были самостоятельны и какого-то влияния родителей на школу не положено.
Елизавета Васильевна была человек большой души, строгая, требовательная, доброжелательная. Пользовалась большим уважением у населения деревень из которых дети учились в школе. Знала жителей всех своих деревень, разъясняла необходимость учит грамоте детей, а некоторых родителей приходилось просить об этом. Весной школа заканчивала ученье по погоде, до начала посевной. С начала сева многие дети должны были работать, боронить и делать другие работы.
Много сделала Елизавета Васильевна для тех, кто окончил до революции городское училище в Верховажье. Без ее влияния на родителей, уговоров о необходимости учится не было бы 8-ми человек окончивших это училище из учившихся в Стиховском училище. По тем временам это большое дело. Вот эти люди: из дер. Мотовилово Салауров Григорий Иванович- работал учителем; из дер. Папуша Кашинцев Петр Семенович – работал учителем, Кашинцева Афросинья Афонасьевна – служащая в советских учреждениях; из дер. Кривые – Поткина (Петелина) мария Игнатьевна - учительница; Подосенов Федор Руфимович – работал на почте, в первую мировую войну офицер, после революции офицер Красной Армиии, с окончанием отечественной войны преподаватель в высшем военном учебном заведении; Поткин Павел Васильевич в 1-ую мировую войну офицер – дальнейшая его судьба мне не известна; Ширяевская (Занина) Текуса Николаевна – учитель, а затем партийный работник; Подосенов Андрей Николаевич – судьба не известна.
Вот такие мои воспоминания – суждение о человеке, плодах его труда, учительнице Елизавете Васильевне Дмитриевой".
Подобные деревни - это наша история, это музеи под открытым небом! Очень печально, что с каждым годом они разрушаются всё больше и больше, а также подвергаются мародерству людей, гонящихся за "рублем".
Радостно, что в деревне живут жители и присматривают за ней.
Если вам понравилась моя статья - жмите лайки и подписывайтесь на мой канал, а также оставляйте свое мнение в комментариях
Продолжение следует😉