Убейдский период – период в истории Месопотамии (около 6500 до 3800 г. до н.э.), названный так благодаря находкам близ селения Телль эль-Убейд, где были впервые (в начале XX в.) проведены раскопки поселения убейдского период.
В низовья Тигра и Евфрата человек проник довольно поздно – в эпоху развитого неолита, в VI тыс. до н.э. Первым населением были субареи – выходцы с северо-востока, от предгорьев Загросского хребта. К концу VI тыс. до н.э. они освоили болотистый край вплоть до Персидского залива и построили здесь древнейшие известные нам огражденные поселения Месопотамии – протогорода.
Нижнемесопотамские субареи создали убейдскую, археологическую культуру, существовавшую в V – начале IV тыс. до н. э. Они знали металлургию меди, что позже переняли шумеры.
Убейдцы изготавливали первые примитивные доспехи (они представляли собой кожаные перевязи с нашитыми на них медными бляхами), а вожди или жрецы носили островерхие шлемы или маски, закрывающие все лицо и имитирующие морды рептилий.
Однако убейдцы могущества не добились, так как не умели проводить ирригационные работы. В результате убейдцы так и не вышли за рамки первобытнообщинного строя.
Древние шумеры
Начало эпохи Урук. Ниппурский номовый союз
В начале IV тысячелетия до н. э. в Нижней Месопотамии расселяется новая народность — шумеры; шумеры не вытеснили убейдцев, а смешались с ними и ассимилировали их, переняв от них многие ремесла и искусства, а также язык. Городские поселения и храмовые здания периода Урук продолжают постройки предыдущей эпохи, так что приход шумеров был мирным и носил характер подселения в уже существующие центры.
Шумеры эпохи Урук объединялись в крупный общинно племенной союз, который охватывал почти всю Нижнюю Месопотамию. Центром союза являлся Ниппур.
Каждая отдельная община или группа общин, входившая в союз, занимала небольшой участок бассейна Южного Двуречья с центром в относительно крупном городском поселении, к которому тяготели ближайшие мелкие пункты; их жители входили в единое общинное образование с обитателями центрального поселения. Такие общинно-территориальные объединения в науке принято называть номами.
Именно в центральном поселении, будущем городе, располагалось главное «учреждение» всего нома — храм его главного бога-покровителя. В каждом номе эту роль исполняло одно из божеств шумерского пантеона (включая вошедших туда субарейских богов). При его храме существовало и хранилище номовых запасов зерна и ремесленных изделий. Здесь же проводились сходки общинников и жили представители номовой верхушки — старейшины и вожди. Храмы отправляли особых торговых агентов общины, тамкаров, в чужеземные страны вести внешнюю торговлю, обменивая часть общинных запасов на то, чего в самой Месопотамии не хватало, прежде всего на металлы и лес, а заодно и на рабов.
Внутренняя эксплуатация в шумерских общинах в тот период практически отсутствовала. Ирригационными работами занимались по повинности свободные общинники; организовывала эти работы номовая верхушка, что, разумеется, укрепляло ее влияние и полномочия в той самой мере, в какой росли масштабы и значение самой ирригации.