Найти тему
Николай Цискаридзе

«Дилетанты, практикующие неправильный подход к репетициям, могут сделать из ребенка инвалида»

- Вы часто повторяете, что балет — это «каторга в цветах», а ожидание своего выхода на сцену в «Баядерке» сравнивали с подготовкой к гильотине. Что же вас сподвигло заняться балетом?

- Про «каторгу в цветах» все верно, но мне это стало понятно гораздо позже. Получается, что выбрал свой «скользкий» путь по незнанию и неведению. Я не из семьи артистов. Просто с детства очень люблю театр. Тогда казалось, что балет — сказка, где все просто и легко. Моя мама расценивала увлечение балетом как мой детский каприз. Она даже согласилась на мое поступление в училище при условии, что сын будет отличником в общеобразовательной школе. Потом оказалось, что у меня чудо-способности, учителя вторили, что такому одаренному ученику просто необходимо учиться в Москве. Так и началась эта эпопея. Из чистой случайности.

- Вы по-прежнему верите в эту сказку?

- Я много раз повторял: если бы родился в семье артистов, имел доступ за кулисы, то осознал бы всю сложность профессии и никогда бы не пошел в танцовщики. Это абсолютно точно. Моя мама допустила серьезную ошибку, когда отговаривала меня от этой профессии, ведь она не показала ребенку изнанку балетной специальности, а только рассказывала о ней. Конечно, я не поверил маме и обманулся, не зная мир закулисья.

- Получается, что для вас понятие танца по прошествии времени кардинально поменялось?

- Да. Когда-то танец был для меня чудом, а потом, со временем, стал тяжелой работой. Превращать тяжелую работу в чудо — моя профессия. Многие же до сих пор думают, что крутиться на сцене в пуантах — это легко и не стоит никаких усилий. Однажды после спектакля «Спящая красавица» ко мне за кулисы пришла королева Бельгии и спросила: «А как вы зависаете в воздухе? Никто так не может, а у вас получается». Я ей ответил: «Это моя профессия». Что тут скажешь, это основной секрет и главный принцип нашей балетной школы. «Душой исполненный полет» — вывеска, эмблема русской школы балета. Этому не научить, это дается от природы.

Но к этому должны все стремиться. Реально же нас учат полетам. Когда я был ребенком, великая балерина Надежда Васильевна Павлова своим танцем вводила меня в состояние аффекта. Она владела профессией в совершенстве, и умела пахоту превратить в мечту.

- Расскажите о своих первых шагах в театре. Вообще, от чего придется отказаться человеку, который желает посвятить свою жизнь балету?

- Первые годы, во время так называемого становления, у артистов балета нет жизни. Все время работа, работа, работа. У меня нет воспоминаний о юности, зато я могу точно описать репетиционные залы в разных театрах. Я узнал, что такое жизнь, когда мне было около тридцати лет — все балетные вершины к тому моменту уже были покорены. Оставалось только их удерживать. А до тридцати я трудился по множеству часов в день в зеркальных классах. Это гораздо сложнее, чем завоевывать звания, но уходит чуть меньше времени. Тогда появляется возможность оглянуться вокруг.

- В таком случае, у вас сейчас есть возможность предостеречь молодых танцовщиков. Что нужно знать подающим надежды исполнителям?

- Для начала совет родителям. Вы должны четко понимать, чего хотите для своего ребенка: чтобы он просто занимался танцами для поддержания здоровья, или чтобы серьезно готовился получить профессию танцовщика? Если родители выбирают второе, нужно сделать все для того, чтобы ребенок попал в серьезное учебное заведение. В нашей профессии — это Московская государственная академия хореографии и Академия русского балета имени А.Я. Вагановой. Это были самые главные мировые центры балета почти триста лет назад, они сохраняют это звание до сих пор. Кроме них существуют только две школы в мире, уровень которых равен русской: школа танца Государственной парижской оперы и школа Королевского датского балета в Копенгагене. Всё. Я глубоко убежден, что балету нужно учиться исключительно в государственных учреждениях.

Во-первых, в них танцовщик будет изучать все тонкости профессии по столетиями сложившейся программе под присмотром профессионалов. Во-вторых, за качество образования будет отвечать государство, а не частные лица. Это очень важный аспект — дилетанты, практикующие неправильный подход к репетициям, могут сделать из ребенка инвалида. Понимаете, когда частные школы стремятся развить в ребенке самодеятельность, я за, когда они пытаются целенаправленно обучать профессии — против.