Нет шедевров, которые превратили бы любителя неклассической музыки в любителя классической музыки. Никаких. Музыка так не работает.
Ни одно музыкальное произведение не может гарантированно «превратить» человека, которому раньше не нравился этот стиль, в кого-то, кому он теперь нравится. Если бы какое-нибудь музыкальное произведение обладало такой силой, мы все были бы гораздо более эклектичными слушателями, чем есть сейчас.
Люди не бесконечно впечатлительны, если только можно найти правильную метафору на этот счёт. Вопрос предполагает, что если любитель неклассической музыки услышит один или дюжину классических шедевров, он волшебным образом обратится на всю жизнь.
Независимо от того, насколько «устойчив» слушатель и насколько он всегда считал классическую музыку «непонятной», независимо от того, в каком настроении он находится, когда слушает (голоден, разочарован, скучает) — так или иначе, некоторые музыкальные произведения настолько удивительно трансцендентны, что способны растопить сильнейшее сопротивление? К сожалению, нет.
То же самое касается любого другого жанра музыки. Джаз, рок, соул, госпел, народная музыка, металл, хип-хоп, кантри, электронная музыка, духовой оркестр, поп-музыка, полифонические вокальные стили южной Албании — ничто не способно «обратить» убеждённого слушателя.
Потому что музыка сама по себе не обращает людей. Люди обращаются сами. Это гораздо более сложный процесс, чем предполагает изначальный вопрос.
Я помню, как впервые действительно оценил произведение классической музыки. Я имею в виду, что мне просто понравилось его звучание. Так вот, я сочувствовал тому, что пытался сделать композитор.
Неважно, что это была за пьеса, композитор, и кто её играл. Это не важно. Когда я её слушал, важно было мое настроение. Я хотел, чтобы она мне понравилась. Я читал о композиторе и его творчестве, и об исполнителе. Это звучало интересно из описания. Я активно слушал, пытаясь понять, насколько описание имеет смысл...
А потом я услышал, какой в этом смысл, и дверь открылась. Или возникла трещина. Не то чтобы я внезапно понял пьесу на всех уровнях. Но я слышал её форму, слышал, как она повторяется и как не повторяется, и как она звучит, изменяясь при повторениях.
Думаю, именно так люди и учатся любить классическую музыку. Это может быть разблокировано любым произведением, независимо от того, насколько оно пошло или банально, если слушатель в данный момент достаточно восприимчив. Даже таким ужасным произведением, как музыка Пуччини.
Так что, на мой взгляд, на поставленный вопрос нет ответа. Потому что он не принимает во внимание настроение слушателя. По какой-то причине он предполагает, что существует музыка настолько красноречивая и мощная, что она может преодолеть волю даже самого упрямого слушателя. Я думаю, опыт показывает нам, что это неправда.
По материалам публикации (англ.).
Из комментариев
Возможно, подборка «правильных» классических произведений для определенного неклассического слушателя сделала бы его поклонником этих конкретных произведений. Но, да — вряд ли это сделало бы его поклонником классической музыки в целом.
***
Я бы добавил, что в широчайшем мире классической музыки существует достаточно большое разнообразие стилей, чтобы найти произведение, соответствующее большинству ваших прежних музыкальных вкусов. Мне посчастливилось вовлечь поклонников металла в классическую музыку, например, через Ксенакиса и Шнитке. Правда, я не уверен, что это многообещающий путь для большинства слушателей!
***
Я думаю, что верный ответ будет в том, что существуют сотни (тысячи) таких произведений, и большинство композиторов создали хотя бы несколько таких.
Хитрость заключается в том, чтобы найти музыку, в которой музыкальное содержание и ощущение, то есть настоящая музыкальная идея, были бы намного сильнее, чем чувство формы или стиля. Слушая её, вы чувствуете всё это целиком, вы не слышите музыку, основанную на теории или на повторении заранее продуманных шаблонов предсказуемым образом.
Когда люди слышат «теоретическую» или «структурную» музыку, им быстро становится скучно. Это хорошо, так как свидетельствует о самоуважении.
Когда стиль, форма и паттерны преобладают над Музыкой, у вас есть худшее из того, что могла бы дать классическая музыка. Это произошло потому, что многие классические композиторы создавали музыку регулярно и в больших объемах для аудитории аристократов. Последние предпочитали очень предсказуемую, безопасную, стилистически повторяющуюся музыку для очень ограниченного круга целей, чтобы соответствовать их образу жизни «в коконе». Это предсказуемая фоновая музыка для общественных мероприятий, проведения определённого типа танцев, расслабления после ужина, произведение камерной музыки для развлечения прибывающих гостей в течение 45 минут и так далее. Для других культур такая музыка может легко показаться тусклой, скучной и отталкивающе застойной...