В славном Новгороде в первой половине XIV века написана житийная икона Чудо Георгия о змие с углублением — ковчегом и полями.
В среднике — в ковчеге — изображено главное событие: святой Георгий укрощает чудовище словом, так что царевна (здесь она названа Елисавою), надев на рог дракона поясок, спокойно ведёт его за собою.
Для того, чтобы правильно «прочесть» иконописное повествование, нужно было знать некоторые условные правила языка, выработанного новгородскими живописцами. Так, вместо целого они изображали его часть, и потому изображённая здесь часть башни обозначает не просто башню целиком, но весь город-крепость на горе. Сектор голубого цвета в нижнем левом углу — знак озера, а пилообразное тёмное пятно — пещеры на его берегу. То, что хвост дракона изображён на фоне воды, означает, что он выполз из озера.
Изображение группы на фоне строения означает, что действие происходит внутри. Для лучшего прояснения смысла мастер делает развёртку формы. Так, башня сначала дана в прямой проекции, затем её верх развёрнут на плоскости так, что мы хорошо видим царя с царицей и старца, стоящих за зубцами, словно заглядывая сверху. Но люди изображены опять в прямой проекции, а не «темечками», как мы должны были бы увидеть их. Эта динамическая перспектива помогает иконописцу изобразить, а зрителю — увидеть подробности события более наглядно и убедительно.
Особенно хорош всадник на лёгком белом коне, словно бы парящий над горою. Его воинский доспех и снаряжение коня выполнены с такой тщательностью, так подробно, что сегодня могли бы быть реконструированы в материале без особого труда.
В 14 клеймах, которые читаются слева направо и сверху вниз, изображены эпизоды из земного жития великомученика. При этом каждое действие сопровождается русской надписью с характерным для новгородцев «цоканьем».
Особенность иконы — то, что большая часть её клейм посвящена сценам пыток, которые пережил святой Георгий. Кроме чуда в среднике, изображено лишь низвержение идолов, всё остальное — муки, которые претерпел воин-великомученик.
Русская икона, бывшая носительницей образа возвышенного, умиляющего душу, всячески избегала кровавых сцен, мучений, пыток. Даже в изображении Распятия, в противовес европейцам, русские мастера воздвигали перед духовными очами молящегося величайший подвиг, а не натуралистическое изображение телесных мук Спасителя. Новгородская икона Чудо Георгия о змие — редкий случай изображения страстей, да ещё в таком широком диапазоне. Видно, очень страшной и беспощадной была эпоха, слишком хорошо знал изограф, как стягивают внахлёст руки пленника, чтобы не развязался, каким изощрённым мукам можно предать бедную человеческую плоть. И новгородская икона горестно и мудро рассказала потомкам о страданиях, которые пережил русский народ. Рассказала — как книга, но ещё более выразительно и подробно.
Обведённые чёрным контуром фигуры, выразительные — «говорящие» жесты. Чего стоит хотя бы клеймо 11, где один палач, растроганный словами святого, вытирает слезу, второй, чтобы лучше слышать его, приставил руку к уху. И в то же время оба не забывают помешивать костёр под котлом.
Определяющие контрастную гамму цвета — красный и белый — это обозначение чистоты жертвенного подвига Святого мученика и война. В этой иконе они звучат напряжённо и сдержанно.
Нонна Яковлева
Книги для семейного чтения: «Жемчужное ожерелье Северной Руси» , «Русь златоглавая», «Держава Московская», «Путешествие в культуру. По дороге к храму», «Русская икона»