Этого просто не могло случиться.
Потому что люди за пределами обособленного мира еврейских традиционалистов всегда находили этот стиль до нелепости смехотворным. Собственно, для такого мнения есть веские причины. Одежда религиозной еврейки должна отвечать только одному фундаментальному требованию - скромности. Нельзя показывать руки от локтя и выше, ноги от колена и выше вообще не дай бог, никаких тебе декольте, нельзя, чтобы обувь была без пяток или с открытым носком, иначе все же узнают, что у женщины на ногах тоже есть пальцы, а это совсем уж нескромно.
Короче, этот стиль продиктован в первую очередь ограничениями, а не желанием женщины выглядеть привлекательно.
Впрочем это точка зрения тех, то воспитан в других традициях. А вот сами религиозные еврейки, с детства знавшие лишь такой дресс-код, научились находить в нем свои, непонятные посторонним, возможности, чтобы выглядеть стильно. В Израиле, да и во многих странах, где живут большие еврейские общины, порой попадаются весьма дорогие бутики с традиционной одеждой. Но для того, чтобы понимать, почему одно вроде бы совершенно безвкусное платье в десять раз дороже другого такого же, нужен недюжинный культурный бэкграунд.
И вот впервые человек со стороны умудрился взглянуть на старомодный и никому, кроме своих, не интересный стиль совершенно по-новому. И это стало настоящим прорывом.
Нью-йоркская домохозяйка с библейским именем Батшева (или, по-нашему, Вирсавия), бросившая когда-то юридическую карьеру ради воспитания детей, искала для себя какое-нибудь творческое хобби. Так вышло, что ее муж в какой-то момент увлекся иудаизмом и заинтересовал этим Батшеву. Они стали посещать синагогу, отмечать шабат, читать молитвы - короче, втянулись. Постепенно приняли решение, что иудейские требования к одежде тоже не мешало бы соблюдать. Муж заказал себе несколько костюмов, какие носят хасиды. Жена стала присматривать консервативные закрытые платья. Оказалось, что в обычных магазинах такого не встретишь. Что-то более-менее подходящее она нашла в магазине британской марки "Лора Эшли". Но поскольку Батшева была еще только начинающей иудейкой, она решила немного доработать купленные вещи, сделав их немного менее серьезными. И оказалось, что дизайн одежды - как раз то самое хобби, которое она так давно искала и к которому у нее проявился скрытый талант.
Однако хобби так и осталось бы внутрисемейной радостью, если бы не тот удачный факт, что муж Батшевы работал фэшн-фотографом. Он и стал мостиком, по которому домашнее увлечение дизайнера-самоучки вышло на публику.
Второе счастливое совпадение заключалось в том, что именно в тот самый момент, когда появилась первая коллекция Батшевы Хей, в моду вошел "наив", подчеркнуто простая или старомодная одежда, зачастую сильно не по размеру, производящая легкое, причудливое и ироничное впечатление. Стиль еврейских бабушек отлично вписался в этот тренд. Никто не видел в этом соответствия строгим религиозным правилам, всем казалось, что это такая насмешка над вызывающе-серьезным стилем, игра в старомодные образы. Поэтому то, что платья Батшевы Хей выглядят временами явно нелепо, никого не смущал. Нелепость и эксцентричность стали частью веселой игры.
Вскоре экстравагантные знаменитости вроде Селин Дион, Сары-Джесики Паркер, Кортни Лав и особенно Натали Портман стали все чаще появляться в одежде от Батшевы Хей. Ее начали называть феноменом, самородком и сенсацией в мире моды.
Какие-то ее коллекции выглядят как бабушкины вещи, вынутые из старинного комода, а какие-то как инфантильные платья для девочек, которых одевают очень чопорные родители. Ее странная одежда может нравиться или не нравиться (мне, честно говоря, не особенно), но это всё не имеет значения. Потому что это как раз тот стиль, который позволяет женщинам одеваться так, как они хотят, а не так, как от них ждут.
Подразумевает ли женственность самоиронию? Допустимо ли не только не подчеркивать достоинства своего тела, но намеренно скрывать их и оставаться при этом привлекательной? Захочет ли кто-то носить платья, как у старых кукол, с вычурными воротниками-стойками и рукавами-фонариками?
Как бы это ни было странно, но Батшева Хей отвечает на все эти вопросы утвердительно. И парадоксальным образом оказывается права.
Между прочим, я раньше никогда не писал о моде. Так что, возможно, вам будет что добавить или исправить в комментариях. Но зато, если уж говорить о творчестве, у меня есть статьи о хореографии, о кино и архитектуре. Если еще ни читали, посмотрите по ссылкам.
*Комментарии приветствуются, но каждый комментатор сам выбирает стиль общения: на вежливые высказывания реагирую с уважением, на хамство, агрессию и упрямое желание оспорить каждое слово отвечаю адекватно. Если не можете быть корректными, лучше ничего не пишите.
**Автор не обязан сообщать кому бы то ни было по первому требованию, где он берет информацию. Если ссылка на источник не указана в тексте, каждый желающий может поискать сведения сам. Гугл вам в помощь.