Найти тему
Философия отдыха

Искусство в природе: произведения фламандского ленд-арта

Фландрия - регион с богатым культурным наследием, в котором есть множество музеев, пусть, небольших по размеру, но бесценных по содержанию. Большая часть музеев расположена в таких исторических городах, как Антверпен, Брюгге, Брюссель и Гент. Однако искусство Фландрии делает шаг за пределы музейных стен и обретает форму в городских пейзажах, а также на природе – среди зелени парков и на побережье.

Произведения фламандского ленд-арта. Genk - C-Mine © Jonathan Ramael-5
Произведения фламандского ленд-арта. Genk - C-Mine © Jonathan Ramael-5

Продолжая удивлять гостей региона искусством и пейзажами, Фландрия предлагает замедлиться, задуматься и взглянуть на вещи с другой стороны. Офис по туризму Фландрии VISITFLANDERS выбрал семь произведения ленд-арта, заслуживающих особого внимания. Чтобы упростить планирование маршрута по инсталляциям, художественные и ландшафтные объекты распределены согласно их географическому расположению.

Genk - Labiomista © Jonathan Ramael-16
Genk - Labiomista © Jonathan Ramael-16

Искусство в Хеспенгау

Хеспенгау расположен на юге Лимбурга, восточной провинции Фландрии. Дорога от Брюсселя сюда занимает чуть больше часа. Этот регион известен своими фруктовыми садами и виноградниками. Нередко его называют Фламандской Тосканой, особенно привлекающей путешественников весной во время цветения и осенью в период сбора урожая. Местные произведения паблик- и ленд-арта являются результатом художественной программы, инициированной в 2011 году «Домом современного искусства, дизайна и архитектуры Z33» в Хасселте, столице провинции Лимбург. Главная задача проекта - установить взаимосвязь между искусством и окружающей средой. Добираться до современных объектов региона удобно на машине, велосипеде или пешком.

Reading between the lines (c) Kristof Vrancken 2
Reading between the lines (c) Kristof Vrancken 2

Церковь «Между строк», дуэт фламандских архитекторов Гейса и Ван Варенберга. Reading between the lines (c) Kristof Vrancken 1
Церковь «Между строк», дуэт фламандских архитекторов Гейса и Ван Варенберга. Reading between the lines (c) Kristof Vrancken 1

Одной из самых впечатляющих инсталляций провинции считается церковь «Между строк». По замыслу дуэта фламандских архитекторов Гейса и Ван Варенберга, проект идеально вписывается в окружающий холмистый пейзаж. Арт-объект представляет собой конструкцию высотой 10 метров и весом 30 тонн, и по форме напоминает западноевропейскую церковь. Только при приближении становится ясно, что конструкция не является церковью. Просвет между горизонтально расположенными металлическими пластинами создает ощущение воздушности и прозрачности инсталляции, поэтому она и получила название «Между строк». Таким образом, церковь как будто присутствует, но и отсутствует в ландшафте.

Улица слез голландского художника Дре Вапенаара
Улица слез голландского художника Дре Вапенаара
Улица слез голландского художника Дре Вапенаара
Улица слез голландского художника Дре Вапенаара

Другим важным произведением ленд-арта считается Улица слез голландского художника Дре Вапенаара. Объект представляет собой необычные палатки в форме слёз, которые развешаны на деревьях вдоль аллеи, ведущей к местной достопримечательности - замку Гекс. Любой желающий может забронировать такой «подвесной дом» в теплое время года - с 1 апреля по 30 сентября.

Без названия # 158 британского художника Энеаса Вилдера
Без названия # 158 британского художника Энеаса Вилдера

Еще один объект современного искусства и архитектуры - Без названия # 158 британского художника Энеаса Вилдера - представлен в живописном природном ландшафте вокруг аббатства Колен в Керниеле. Круглая конструкция с потрясающим обзором на 360 ° сделана из вертикальных деревянных реек одной длины. Посетители этого объекта могут получить необычный и несколько религиозный опыт, который напоминает прогулку по монастырю. По словам художника, его работа словно линза, помогает посетителю сконцентрироваться на своих мыслях и эмоциях.

Архитектурная инсталляция Helsh (ea) ven - фламандского художника Фрица Йёриса. Haspengouw - Helheaven-galg © Jonathan Ramael-2
Архитектурная инсталляция Helsh (ea) ven - фламандского художника Фрица Йёриса. Haspengouw - Helheaven-galg © Jonathan Ramael-2

Захватывающим видом на пейзажи Хеспенгау можно также наслаждаться c самой высокой точки Хелсховена - архитектурной инсталляции Helsh (ea) ven - фламандского художника Фрица Йёриса. Этот современный архитектурный объект сделан из 90 вишневых деревьев возрастом 50 лет, срубленных в этой местности несколько лет назад. В конце 2016 года у этих плодовых деревьев был выявлен вирус маленькой вишни, инфекционное заболевания растений, из-за которого плоды становятся слишком маленькие. Работа символизирует динамику взаимодействия с пейзажем Хеспенгау, ведь в ней срубленные деревья обрели вторую жизнь.

Инсталляция башня Vlooyberg Tower. Vlooybergtoren 2 ©Lander Loeckx
Инсталляция башня Vlooyberg Tower. Vlooybergtoren 2 ©Lander Loeckx
  • Фламандский Брабант с высоты птичьего полета

Ближе к Брюсселю, на востоке провинции Фламандский Брабант, находится интригующая ландшафтная инсталляция башня Vlooyberg Tower. Эта смотровая площадка в Тилт-Винге воспринимается не как типичная башня, а скорее как лестница, ведущая в никуда.

Фламандское архитектурное агентство Close to Bone выиграло конкурс на замену старой смотровой площадки и выбрало проект, согласно которому «форма следует за функцией». Вместо обычной смотровой башни с винтовой лестницей архитектурное бюро сделало парящую конструкцию в виде лестницы. Инженер Ив Уилльемс, проектировщик площадки, вдохновлялся творчеством французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери, который писал в своей книге «Планета людей», что «Совершенство достигнуто не тогда, когда нечего добавить, а когда нечего убрать». Действительно, чтобы забраться наверх, нужна лестница – не больше и не меньше. И в конечном счёте, чтобы насладиться видом, зритель должен подняться наверх. Башня Влойберг построена из кортеневской стали, которая придает ей характерный ржаво-коричневый цвет. Такая окраска является своебразной отсылкой к факту высокого содержания железа в почве этого региона.

Кажется, что у башни Влойберг и объектов ленд-арта в Хеспенгау есть нечто общее – дух сюрреализма, так свойственный бельгийскому искусству. О башне Vlooyberg Tower, получившей национальную премию на конкурсе стальных конструкций 2014 года, жюри написало, что эта лестница в небо пропитана творчеством Рене Магритта: и так и хочется провозгласить в его стиле - Ceci n'est pas un escalier («Это не лестница»).

Офис по туризму Фландрии VISITFLANDERS