Найти в Дзене
Московские истории

Кропоткинская: "Никакой австралийский хлеб не мог сравниться с хлебом в этой булочной"

Что мы все об икре да о крабах? Поговорим о насущном. Читатели "Московских историй" вспоминают об одуряющем хлебном запахе у метро, волшебном превращении французской булочки в городскую и особенностях перестроечного австралийского хлеба.

Булочная-кондитерская на углу Гоголевского бульвара, 1987 г. Автор: Сергей Духанин.
Булочная-кондитерская на углу Гоголевского бульвара, 1987 г. Автор: Сергей Духанин.

анна коренченко

Около метро "Кропоткинская" - на углу Гоголевского бульвара и улицы Рылеева (теперь Гагаринский переулок) была булочная, где пекли хлеб и булочки - свердловские, розаны и другие. Запах стоял одуряющий уже на выходе из метро. Ни один австралийский хлеб не мог сравниться с хлебом в этой булочной. Австралийский хлеб был очень рыхлый, думаю он был для сэндвичей, но мы этого тогда не знали.

Сергей Кабакчи

В подвале булочной у метро "Кировская" ("Чистые пруды"), на углу улицы Кирова (Мясницкая) и Бульварного кольца пекли калачи, ситники, русские булочки (бывшие французские, которые после разоблачения "культа личности" стали называть городскими) и множество кондитерских вкусняшек.

Булка городская
Булка городская

Русская булочка стоила в 1990-х годах 7 копеек. От батона она существенно отличалась. У него нарезы были поперек, а у булочки - один нарез вдоль. Почему я упомянул "французскую" булочку? Мои бабушка и дедушка после войны жили в районе 1-й Мещанской (проспект Мира), на Малой Екатерининской улице. На Мещанской, рядом с Банным переулком, была булочная, в витрине которой размещалась реклама. Где-то в 1940-х годах я осваивал российскую грамоту, читая по слогам названия магазинов и прочего. Реклама в витрине была в стихах: "На каждой улице и в каждом переулочке знают о вкусной французской булочке". Когда началась "борьба с космополитизмом и преклонением перед заграницей", различные иностранные термины заменялись на русские. И "французская" булочка стала "русской".

Очередь в австралийскую пекарню, Пятницкая, 29. Над дверью - картинка с кенгуру. 1990 - 1992 г.
Очередь в австралийскую пекарню, Пятницкая, 29. Над дверью - картинка с кенгуру. 1990 - 1992 г.
В начале 1990-х, на волне перестройки, на пересечении ул. Пятницкой и Климентовского переулка, открылась первая в Союзе булочная-пекарня "Хлеб Австралии" (Пятницкая, 29).

Тотсамый Я жил напротив австралийской пекарни, в доме напротив храма (Храм священномученника Климента). Когда её открыли, ажиотаж был невероятный. Очередь от дверей растягивалась до Новокузнецкой улицы. Хотя рядом был обычный хлебный магазин, где хлеб был обычный, гостовский, приевшийся любому советскому гражданину. А тут батоны и буханки самых разных форм и размеров, здоровенные плетёнки посыпанные маком, кунжутом. Всё это теплое, корочка хрустящая, а мякиш воздушный.

Очередь двигалась рывками, народ попавший внутрь магазина, мгновенно разбирал всё самое популярное. Остальные минут 5 - 10 ждали, когда в зал вывезут новую партию только что выпеченного хлеба. Я брал несколько разных изделий и бежал через дорогу домой, а там этот теплый мягкий хлеб - с маслом сливочным, с колбасой докторской или просто так, с молоком. М-м-м!

Немецкая пекарня в Климентовском переулке, 1992 - 1993 г.
Немецкая пекарня в Климентовском переулке, 1992 - 1993 г.

Но нужно заметить: если хлеб не съедался сразу, в течение нескольких часов, то воздушный мякиш становился сухим и не особо вкусным. Так что в хлебнице всегда лежали обычный черный и белый, а австралийский покупался скорее как лакомство.

Потом в двух шагах от этой пекарни открыли "Немецкий хлеб", но таким спросом он уже не пользовался. Очереди были, но не такие уже масштабные, и мы его покупали редко.

Еще о съедобном: "Хлеб пах не по-нашенски - свободой", «Грузчик ударил по крышке бочки, и взорам очереди явились соленые огурчики неописуемой красоты».