Сергей, мой приятель из Эстонии, заядлый яхтсмен. Всегда мечтал сходить на греческий остров Делос, что в Эгейском море. Там, говорят, был крупнейший порт Древнего мира! И здесь же родились дети самого Зевса, Аполлон и сестра его Артемида! А археологи раскопали в его недрах нечто настолько необычайное, что эти находки по значимости их для археологии можно сравнить с Помпеями!
В общем, наслушался рекламы и очень хотел туда попасть. И однажды сбылось: подобралась компания коллег-яхтсменов для совместного круиза по морям, и Сергей им сразу: «идём на Делос»!.. Его, правда, немного насторожило, что коллеги, бывавшие в тех морях, Делос никогда не упоминали и даже о нём не слышали. Странно. Такой крупный порт…
И вот, Сергей попал на Делос. Оказалось, что это малюсенький островок, примерно 1,3 км в ширину и 5 км в длину, по сути – голая скала посреди моря, но со множеством каменных стен и недоделанных колонн и скульптур. От их обилия обычный турист немедленно приходит в восторг, но, хорошо знакомый с историей, призадумался. Больше всего местный антураж напомнил не развалины жилого города, а мастерскую по изготовлению надгробий при кладбище.
Ещё до экскурсий он понял, почему остров не популярен у яхтсменов. Летом погоду здесь определяет мельтеми, сильный сезонный северный ветер. Он может дуть неделями, так, что высота волны держится от трёх до пяти метров. А что касается входа в гавань Делоса, то лоция описывает его так: «Тhе combination of а narrow channel fringed bу reefs and strong wind on rough seas can make navigation аtricky business: care is needed». В вольном переводе: передвижение в этом проливе требует искусства фокусника. Так что плавающих по морям отвращают от острова Делос ветер, волны и чрезвычайно сложный заход в гавань – сплошные скалы и подводные камни.
Сегодня здесь никто не живёт; пустынно, растительности нет, и заняться нечем. Может быть, раньше было лучше.
По словам местного экскурсовода, первые люди появились на острове за две с половиной тысячи лет до рождества Христова. Через семьсот лет сюда же переселились микенцы – жители находящегося невдалеке столь же бедного растительностью островка, чьё название Микенос местное население расшифровывает как «бедная земля».
Ещё более чем через тысячу лет ВСЯ коммерческая активность восточного Средиземноморья, по уверениям туристических справочников, ни с того, ни с сего перекочевала на этот остров, поскольку Делос вроде бы расположен на середине кратчайшего морского пути из Европы в Азию. Сказав об этом, гид процитировал официальный путеводитель по Делосу (A tour in the archaeological site of Delos, edition sponsored by the Hellenic Republic, ministry of Culture and European Community, 3rd CSF 2000-2006):
«Богатые купцы, банкиры и судовладельцы со всего мира селились здесь, привлекая множество строителей, художников и ремесленников, которые строили им роскошные дома, украшенные статуями, фресками и мозаичными полами. Предполагается, что в начале I века до н.э. здесь проживало около 30 000 человек, на острове, представляющем всего лишь точку на карте Средиземноморья. Около 750 000 тонн грузов могло пройти через порт в год».
30 тысяч жителей на скале посреди моря, чёрт возьми! Как же тут решали «проблемы ЖКХ»? Откуда брали питьевую воду? Кто привозил этим людям еду, и куда же, наконец, и каким образом исчезали с острова нечистоты? В камне выгребную яму выкопать невозможно, а загаживать берега – значит, рисковать здоровьем… Экскурсовод, фанатик Древней Греции, обсуждать такие «мелочи» не пожелал. Он пел песню, что крупнейший международный порт Средиземного моря на Делосе был вроде античной оффшорной зоны, живущей за счёт обслуживания кораблей из Малой Азии, с Крита, Кипра и Сицилии.
А как же, с учётом здешних погодных условий, эти корабли протискивались между скал и камней в гавань?.. Ответ гида гомеричен: «Они верили, что боги защитят их!».
Сергей занялся расчётами. По его мнению, парусно-гребное судно того времени вряд ли могло нести больше 10 тонн полезного груза. Но, предположим, оно справлялось и с 30-ю тоннами. Если порт работал все 365 дней в году, то в сутки здесь должны были обрабатывать 69 судов. Это под разгрузку. Сколько судов можно одновременно пришвартовать в гавани, подсчитать трудно, поскольку параметры тех мифических судов неизвестны. Предположим, 17 штук в раз войдёт. Тогда на швартовку, разгрузку, погрузку и отшвартовку одного судна приходится шесть часов. Если же мы учтём, что по ночам эти работы проводить невозможно, то останется три часа на каждое судно. Из которых час займут швартовые операции, и час будут выгружать с борта 30 тонн груза.
Тачку изобрели только в XIV веке н.э., так что древнегреческим парням приходилось непрерывно бегать туда-сюда с мешками по 50 кг на плечах. Не меньше тысячи парней по причалу длиной в 200 метров! Пожалуй, строительство пирамид Египта померкло бы рядом с этой картиной.
Поделив количество доставленных грузов (750 тысяч тонн за год) на количество объявленных в путеводителе жителей острова (30 тысяч человек), получим, что на каждого приходилось 25 тонн груза в год. Однако Сергей, сразу усомнившийся в данных путеводителя, не поленился посчитать, сколько на острове античных фундаментов, и какой площади. Он определил, что там могло уместиться вряд ли даже 8 тысяч человек. А если поделить привозимую массу грузов на 8 тысяч жителей, получаем на каждого почти сто тонн на каждого в год.
Ясно, что грузы не предназначались самим делосцам. По описанию, здесь был центр перевалки и распределения товаров – то, что в наши дни называют торговым хабом. Значит, ко времени нахождения в порту судов для разгрузки, надо добавить время на обслуживание кораблей, которые забирали этот же товар, чтобы уйти с ним в другие места. Это делает всю картину работы порта вообще сюрреалистической.
И, да! Возникает вопрос, куда парни всё выгруженное складывали?.. Если в те дома, в которых Сергей «разместил» 8 тысяч жителей, то людям на острове вообще негде жить, а если нет людей, то некому и разгружать/погружать. Вот, проблема.
Но всё же мощёные улицы, стены, колонны и всё прочее в городе есть. Откуда взялось? Кто-то же должен был это всё построить, вытесать и разместить на местности. И вот, Сергей обнаружил «древнего грека», занятого обтёсыванием камней городской стены вполне современными инструментами. А недалеко от него архитектор указывает прорабу, куда повернуть древнегреческую улицу. Объём работ, на самом деле, не очень большой. Небольшая бригада могла бы обустроить весь город месяца за два. А у этих были в запасе тысячелетия!
Наконец, мой приятель добрался до географии Эгейского моря и посмотрел в морских справочниках, каков на самом деле был кратчайший путь из Европы в Азию через Эгейское море.
На рисунке красными линиями выделены две прямые (так навигируют историки), соединяющие греческий и турецкий берега. А синими линиями показаны два реальных маршрута: один с острова Эпир, другой от Афин. Остров Делос из-за его размеров на рисунке не разглядеть, но его местоположение обозначено белым кругом. Ни на одном из маршрутов остров не находится в центре. Он в стороне от всех маршрутов! К тому же, более неудобной гавани, нежели на Делосе, трудно найти во всём Эгейском море. Тем более, что всего в 25 милях от него находится остров Парос с обширным естественным укрытием, да и остров Наксос значительно лучше. Оба острова хорошо заселены и зелены.
Какой из этого можно сделать вывод?
В конце XIX века здесь впервые обнаружили следы культурной жизни. Раскопки не давали особого результата, да и вообще в скальном грунте глубоко не покопаешь. Наконец, в 1928 году удалось организовать широкую кампанию по пропаганде местной истории и привлечь туристов и коллекционеров древностей. Лишь тогда произошёл рывок в добыче этих древностей. Остров обрёл широкую известность!
…Сегодня постоянного населения здесь нет: в нескольких домиках размещён музей и живут сотрудники, вот и всё. То есть, если не считать приплывающих туристов и живущих здесь историков (и тройки «древнегреческих строителей»), остров абсолютно заброшен. Он впал в то состояние, в каковом пребывал до начала туристического бума…
Воспоминания об этом посещении Делоса Сергей опубликовал в 2006 году в одном из номеров электронного альманаха «Арт&Факт». Во последних строках он уверенно писал, что той истории острова, которую излагает традиционная история, точно не было. Я, в то время редактор журнала, помню, как меня веселила его статья.
Дмитрий Калюжный.
«А мы и не знали»: История идей, История людей, История вещей.
Другие статьи на сходную тему:
Непоследний день Помпеи
Пушкин слова «валенки» не знал!
Русская Ша́мбала