Кубок Канады 1987 года, как продолжение турнира трехлетней давности.
Прежде всего канадцы изменили концепцию комплектования команды. Был сделан упор на создания спецбригад. Индивидуальное мастерство так ценившееся ранее уже не было пропуском в главную команду. Прежняя тактика бей-беги не устраивала руководство канадской сборной. К выбору каждого кандидата подходили очень серьезно. В результате чего получилась самая сильная сборная Канады в истории.
Все меньше обращали внимание на послужной список хоккеистов. Перед глазами до сих пор стояло поражение в 1981 году, когда молодая и легкая команда Виктора Тихонова размазала по льду престарелых канадских звезд. Поэтому не нашлось места в команде знаменитым Ларри Робинсону и Дени Потвену, Майку Босси и Марселю Дионну, Рику Мидлтону и Дугу Уилсону. Даже любимцы канадской публики Стив Айзерман и Дени Савар оказались вне состава.
Упор канадцев был сделан на два ударных звена в которых объединили лучшие силы. Главной движущей силой команды кленовых листьев стали молодые игроки, ставшие у себя на родине суперзвездами. Прежде всего это Уэйн Гретцки, Марио Лемье, Марк Мессье, Пол Коффи, Дэйл Хаверчук, Майк Гартнер, Дуг Гилмор…
Советская команда прибыла на Кубок Канады потеряв весной титул чемпиона мира. Все больше в дружине Виктора Тихонова возникало противоречий. С одной стороны запас прочности нашей команды был высок, как и профессионализм наставников, с другой, за последний год сборная не выиграла двух турниров подряд. Стабильности не хватало. Постепенно ухудшались отношения старшего тренера и лидеров команды.
Тем не менее, состав на заокеанский турнир был оптимальным. Не в пример ситуации трехгодичной давности, когда из-за травм выбыло половина игроков основного состава. На сей раз из хоккеистов основы не хватало лишь защитника Михаила Татаринова, который получил травму. В результате чего пару опытному динамовцу Василию Первухину составил его молодой одноклубник Анатолий Федотов. Вся команда находилась в прекрасной форме.
Это обстоятельство предопределило то, что спустя годы этот турнир назвали лучшим хоккейным турниром XX века. Понятно, что во многом это случилось благодаря общему результату. Но об этом позже.
И канадцы, и наши хоккеисты, не спеша вкатились в турнир. Сборная страны кленового листа в первом матче сыграла вничью – 4:4 со сборной Чехословакии, а наша сборная уступила – 3:5 шведам. Сказалась акклиматизация и стартовое волнение, а также то, что именно шведы стали настоящим крепким орешком для нашей команды на последнем первенстве мира в Вене.
Но вскоре все встало на свои места. И наши и канадцы по очереди выбивали всех соперников, и к очной встрече подошли лидерами. Матч группового турнира между сборными СССР и Канады закончился со счетом – 3:3. Омрачало игру то, что травму получил один из лучших игроков сборной СССР на этом турнире Сергей Светлов. В игре с родоначальниками хоккея он забросил две шайбы, но продолжить выступление на турнире не смог. Это обстоятельство стало одним из ключевых в определении победителя. Одним, но не главным.
В полуфинале сборная СССР встретилась со своими «обидчиками» чемпионами мира шведами, но наши парни набрали неплохой ход, и достаточно уверенно обыграли скандинавов – 4:2 и вышли в финал. А там их поджидали конечно же канадцы, обыгравшие в полуфинале сборную Чехословакии – 5:3.
Финальная серия стала настоящим триллером. Эти матчи наравне с матчами серии 1972 года, стали легендарными.
В первой игре – 11 сентября 1987 года в Монреале, сборная СССР в овертайме сумела дожать сборную хозяев – 6:5. Расстроенный главный тренер Майк Кинэн спрашивал после матча – «кто забросил решающую шайбу, Макаров или Крутов?», когда ему сказали что ее автором стал Александр Семак, наставник канадцев совсем поник…
После проигранного матча канадцы сделали перестановки в составе и свели вместе в первом звене лучших игроков НХЛ – Уэйна Гретцки и Марио Лемье. Надо признать, что эта связка стала лучшей в канадской сборной на все времена. Третьим форвардом с ними играл Мишель Гулэ. Но это конечно условно, у канадцев хватало вариативности, третьим появлялся и Марк Мессе и Дэйл Хаверчук.
Во втором матче, 13 сентября в Гамильтоне, новое звено канадцев царило на площадке. Марио Лемье забросил в матче три шайбы. Как и в первом матче, во втором был зафиксирован такой же счет – 6:5, но уже в пользу канадской команды. И была в решающей шайбе некая символичность, ведь ее также забросил Марио Лемье, с подачи Уэйна Гретцки. Произошло это во втором овертайме матча.
Так канадцы счастливо избежали позора, от которого их отделял один точный бросок советской команды в дополнительное время. Представители сборной хозяев вновь встали перед дилеммой. Рисковать и сыграть в честный хоккей, а потому возможно уступить, или подстраховаться.
15 сентября 1987 года, состоялся третий решающий матч за Кубок Канады.
Перед игрой произошел очень важный инцидент. Судья Пол Стюарт, который должен был судить этот матч отказался ввиду болезни, и вместо него арбитром был назначен Дон Кохарски. Ну вообще можно даже не заострять внимание на том, что на Кубке Канады, решающие матчи судят арбитры, представляющие одну из сторон. Канадцы считают это в пределах нормы. Это же их турнир. Так помимо домашней арены, поддержки болельщиков, хозяева получали и «ручного» арбитра. Нонсенс, да и только. И речь здесь могла идти не о принадлежности судьи, а о его лояльности.
Так Пол Стюарт оказался арбитром, который не захотел вступать в сделку со своей совестью. К чему я? Да дело в том, что канадцы перед решающим матчем рассматривали варианты лояльного для себя судейства. Пол Стюарт не согласился, и был вынужден отказаться от обслуживания матча.
Дон Кохарски, это личность, которую надолго запомнили те, кому пришлось с ним столкнуться. Множество мелких и не очень нарушений прошли мимо глаз арбитра. Канадские хоккеисты получили возможность чувствовать себя на льду вольготно.
После первого периода впереди была сборная СССР – 4:2. И тут «талант» Кохарски проявился во всей красе. Канадцы начали вытворять что угодно, но свисток судьи молчал. Канадцы перехватили инициативу и повели после второго периода – 5:4. В середине третьего, наши ребята сравнивают счет – 5:5. Беспредел на площадке тем временем продолжаелся.
И вот в решающей атаке матча, за полторы минуты до финальной сирены, в отрыв к воротам советской команды уходят Уэйн Гретцки и Марио Лемье. Их пытается преследовать Вячеслав Быков, но его догоняет Дейл Хаверчук и берет «на вилы», цепляя клюшкой снизу… Удаление? Как бы не так! Дон Кохарски демонстративно отворачивается от эпизода с нарушением правил, и наслаждается идеальной комбинацией, в которой Марио Лемье забрасывает победную шайбу.
Канадцы одерживают победу. Честь нации в очередной раз спасена. Ну а про то, где нет чести, история умалчивает. В истории остается результат и великая победа сборной Канады в лучшей серии ХХ века.