Часть 1, Часть 2, Часть 4, Часть 5, Часть 6, Часть 7
Памятник науки и техники (ПНТ) ‒ это материальный объект, прямо или косвенно связанный с основными этапами развития науки и техники, требующий в соответствии со своей социальной и научной значимостью сохранения и использования в общей системе культуры.
В Центральном музее ВВС в Монино по состоянию на 2020 г. представлено 90 ПНТ.
В 1998-2000 гг. к Памятникам науки и техники были причислены следующие экспонаты ЦМ ВВС:
34. Вертолёт Ми-1
Первый отечественный вертолёт одновинтовой схемы спроектирован в 1947-50 гг. под руководством М.Л. Миля. Серийное производство велось в 1952-65 гг. в СССР и в Польше. Всего построено 2680 экз. В музее представлен один из первых выпущенных Ми-1 (зав. № 020309) построенный в 1952 г. на заводе № 387 в Казани. Использовался в ЛИИ, а с 1953 г. служил учебным пособием на учебной базе ВВИА им. Н.Е.Жуковского. 10 августа 1961 г. поступил в музей.
35. Вертолёт В-7
Опытный вертолёт В-7 ‒ первый и единственный в СССР с турбореактивными двигателями на концах лопастей. Ожидалось, что отсутствие механической трансмиссии упростит и облегчит конструкцию машины. Работы велись в ОКБ М.Л. Миля начиная с 1956 г. Первый образец собран в 1959 г., в 1962 г. начались его лётные испытания. 11 ноября 1965 г. произошло практически одновременное разрушение обоих двигателей. Дальнейшая разработка была признана бесперспективной. Вертолёт передали в музей 20 января 1983 г.
36. Транспортный вертолёт Ми-6
Тяжёлый десантно-транспортный вертолёт разработан в 1954-57 гг. в ОКБ М.Л. Миля. Это первый в мире серийный вертолёт с газотурбинными двигателями. Строился в 1959-80 гг. на Ростовском заводе № 168, всего выпущено 926 экз. В Монино представлен первый серийный Ми-6 (зав. № 0030101В), изготовленный в конце 1960 г. До 1963 г. он проходил испытания на заводе, а в 1965 г. поступил на учебную базу ВВИА им. Н.Е. Жуковского в Монино, откуда 25 августа 1978 г. передан в музей.
37. Противопожарный вертолёт Ми-6ПЖ
Вертолёт был изготовлен в Ростове-на-Дону в мае 1969 г. как обычный Ми-6 (зав. № 9683901В) и передан на контрольные испытания в НИИ ВВС. В 1971 г. вертолёт вернули на завод и переоборудовали в противопожарный вариант ПЖ2. На нём смонтировали противопожарное и десантно-спасательное оборудование, установили бак ёмкостью 10 т. После выработки назначенного ресурса 5 ноября 1991 г. вертолёт перелетел в музей из в/ч 03602.
38. Бомбардировщик Ту-2
Ту-2 спроектирован в 1940-41 гг. под руководством А.Н. Туполева. В 1941-1948 гг. было изготовлено 2527 самолётов разных модификаций. Признан одним из лучших фронтовых бомбардировщиков Второй мировой войны. Ту-2 послевоенной постройки был получен музеем 21 ноября 1958 г. из п/я 3910 в ветхом состоянии, без двигателей. Восстановлен в 1973-75 гг. ремонтной группой ОКБ им. А.Н. Туполева совместно с сотрудниками музея, на нём установлены двигатели АШ-82ФН.
39, 40. Пулемёты ПВ-1 и СН
Пулемёт воздушный ПВ-1 калибра 7,62 мм ‒ авиационный вариант пулемёта Максима, разработан в 1926 г. под руководством А.В. Надашкевича. Производился серийно на Тульском оружейном заводе в 1927-40 гг. Всего выпущено порядка 18 000 экз. Устанавливался на истребители И-14, И-15, И-16, разведчик Р-5, бомбардировщик ТБ-1 и др.
7.62-мм авиационный пулемёт СН разработан И.В. Савиным и А.К. Норовым в 1934-37 гг. Конструкция с подвижным стволом, идущим при выстреле вперёд, и затвором, отходящим назад, позволила резко поднять скорострельность системы, до 3000 выстр./мин. После успешных испытаний в 1937-39 гг. было изготовлено 14 прототипов, шесть из которых были установлены на три серийных истребителя И-16, получивших обозначение «тип 19», и принявших участие в советско-финской войне. Однако, СН не был принят в серийное производство в пользу УльтраШКАС системы Б.Г. Шпитального и И.А. Комарицкого.
41. Вертолёт Ми-4
Многоцелевой вертолёт Ми-4 разработан в ОКБ М.Л. Миля в 1951-52 гг. Строился серийно в 1953-68 гг. в Саратове и Казани в транспортном, санитарном, сельскохозяйственном, пассажирском, правительственном и др. вариантах. Военно-транспортный Ми-4 (зав. № 1104) построен на саратовском авиазаводе № 292 в апреле 1953 г. Поступил в музей 12 января 1965 г. из в/ч № 54902 с налётом 138 ч.
42. Рекордный самолёт Е-152
Созданный в конце 1950-х гг. в ОКБ А.И. Микояна Е-152/1 по схеме мало отличался от МиГ-21. В 1961-62 гг. года лётчики-испытатели А.В. Федотов, Г.К. Мосолов и П.М. Остапенко последовательно установили на этой машине мировые рекорды скорости по замкнутому 100 км маршруту (2401 км/ч), скорости (2681 км/ч) и высоты (22 670 м). Позже самолёт был модифицирован в Е-152М. В октябре 1967 г. самолёт был передан в Музей ВВС с ММЗ «Зенит».
43. Истребитель-перехватчик Ла-250А
Дальний сверхзвуковой истребитель-перехватчик Ла-250 с первыми в СССР ракетами класса «воздух-воздух» и системой наведения начали разрабатывать в ОКБ-301 С.А. Лавочкина в 1953 году. Самолёта обладал новой для тех лет аэродинамической компоновкой: треугольное крыло, фюзеляж с боковыми воздухозаборниками, цельноповоротное горизонтальное оперение. Три первых прототипа были потеряны при испытаниях. Самолёт оказался сложным в управлении, и программу закрыли в 1960 г. Четвёртый опытный Ла-250А (зав. № 1250004) изготовлен Воронежским авиазаводом в ноябре 1958 г. Не летал, использовался как учебный экспонат в ВВИА им. Н.Е. Жуковского. В музей поступил 24 марта 1964 г.
44. Истребитель МиГ-29 (01)
Истребитель 4-го поколения МиГ-29 разработан в 1972-77 гг. в ОКБ им. А. И. Микояна под руководством Р.А. Белякова. Интегральная аэродинамическая схема обеспечила самолёту высокие несущие свойства и отличную манёвренность. С 1983 г. самолёт поступил на вооружение ВВС, а с 1986 г. пошёл на экспорт. Самолёт до сих пор производится серийно, выпущено более 1600 экз. В Монино можно увидеть первый опытный образец МиГ-29 («изделие 9-12/01»), который музей получил 11 ноября 1986 г. из ОКБ им. А.И. Микояна.
45. Самолёт-разведчик Як-25РВ
Всепогодный высотный разведчик Як-25РВ спроектирован в 1959 г. в ОКБ А.С. Яковлева на основе истребителя-перехватчика Як-25. Строился малой серией и находился на вооружении до начала 1970-х гг. Выставленный в музее Як-25РВ (зав. № 259920-04) выпущен в ноябре 1965 г. Улан-Удинским машиностроительным заводом и передан в ЛИИ, затем ‒ в ГосНИИ ГА. Последний полёт в Монино совершил лётчик-испытатель И.П. Волк 15 июня 1973 г.
Часть текста взята из книги «Авиация в музеях России», 2017