Найти тему
Умняша-мамаша

Моделирование задач при обучении математике дошкольников

Всем известны слова М.В. Ломоносова о том, что «математика ум в порядок приводит». Решение математических задач в дошкольном возрасте способствует развитию логического мышления: учит рассуждать и делать умозаключения, применять теоретические знания на практике, помогает перейти от обязательной для дошкольника наглядности к абстрагированию.

Научить ребенка математике с самого раннего возраста мечтают многие родители и с гордостью демонстрируют умение своих маленьких чад считать до 20, 100, до 1000. Однако математические знания не ограничиваются только счетом. Кроме простого механического перечисления чисел ребенок должен усвоить такие математические понятия как линия, геометрическая фигура, пространство, точка, должен уметь совершать простые арифметические действия и уметь записывать их с помощью математических знаков. При этом современная школа предъявляет все более высокие требования к уровню дошкольной подготовки будущего первоклассника.

Как научить дошкольника математике? При организации процесса обучения важно учитывать возрастные особенности мышления. У ребенка дошкольного возраста преобладает сначала наглядно-действенное, затем наглядно-образное мышление. Способность решать задачи в уме при этом отстает от способности решать задачи в практическом плане. Поэтому формирование математических понятий, которыми в дальнейшем будет оперировать младший школьник, необходимо начинать с содержательного обобщения уже известных ребенку фактов: отношения равенства - неравенства величин, длины, площади, формы и т.д., постепенно заменяя их графическими символами и формулами.

Облегчить решение текстовой задачи помогают модели. При обучении математике детей раннего возраста, несомненно, предпочтительнее вещественные модели, так как они реализуют потребность ребенка в действии с предметами (пуговицами, камешками, бумажными фигурками, счетными палочками и т.д.), физическом соприкосновении с ними. Такое моделирование позволяет осуществлять инсценировку, создавать определенный сюжет, то есть играть с задачей, учитывая ведущую потребность ребенка дошкольного возраста - потребность в игре. Такое обучение математике является не скучной необходимостью, а интересным, увлекательным и веселым занятием.

В дальнейшем можно перейти к построению графических моделей, которые позволяют обобщенно, схематически воссоздать заданную ситуацию. К таким графическим моделям относят рисунок, условный рисунок, чертеж, схему.

Программа по подготовке к школьному обучению в детском интеллектуальном Центре развития «ПАПА КАРЛО» включает блок формирования математических знаний и умений. Начинаем с предметного счета, выполнения арифметических действий с предметами, изучения цифр и математических знаков, геометрических фигур и постепенно переходим к решению математических задач. Как облегчить ребенку восприятие текста задачи? Конечно же, зарифмовав ее условие и проиграв сюжет задачи либо построив ее модель. При этом мы решаем задачи не только на сложение и вычитание, но и задачи в несколько действий, а также на деление и умножение.

Например, нам требуется решить такую задачу:

На столе лежали груши.

Мы решили груши скушать:

Две для Ани, две для Вани,

По одной Илье и Тане.

Кто, ребята, мне ответит:

Груш лежало ровно десять.

Сколько их теперь осталось,

Сколько нам с тобой досталось?

Для моделирования задачи заготавливаем груши (из бумаги, картона, если есть возможность – резиновые или пластмассовые макеты), раздаем детям карточки с именами (Аня, Ваня, Илья, Таня). Делим груши согласно условию задачи. Затем решаем задачу в два действия: складываем груши, доставшиеся героям задачи, и вычитаем полученное число из 10. Обязательно записываем все действия с помощью цифр и знаков.

Выходили на зарядку,

Становились по порядку

Ира, Даша, Глеб, Наташа,

Алексей, Андрей и Маша.

Я задачку задаю:

Сколько всех детей в строю?

Сколько после Глеба встало?

Это много или мало?

Эту задачу превращаем в сюжетную игру. Педагог строит детей, раздав им карточки с именами героев задачи. Попутно решается задача усвоения понятий «перед», «после», «между», «слева», «справа», «первый», «последний», «предпоследний». Выстраивая детей, можно ставить перед ними проблему: «Наташа стоит последней, а Глеб – предпоследним, Алексей – между Дашей и Андреем…» и т.д. При этом дети должны сориентироваться в именах, записанных на карточках, то есть лишний раз поупражняться в чтении.

Можно ту же задачу смоделировать, наклеивая фигурки и имена детей на лист бумаги:

На зеленых ветках ели

Пять синичек в ряд сидели:

Две качались на рябине,

Трое пели на осине.

На сосне, березе, клене

Громко каркали вороны.

Сколько всех деревьев в роще?

На каком синичек больше?

Сколько было видов птиц?

Сколько вместе всех синиц?

Эта задача позволяет решать не только проблему формирования математических умений (сложение, сравнение), но и развитие такие сторон интеллекта, как способность к классификации (выделение таких объектов, как деревья и птицы, определение видов деревьев по косвенным признакам: листья, плоды, особенности окраски ствола). Развитию слухового внимания способствует вопрос, заданный в конце задачи: ответ на него уже прозвучал в условии задачи. Моделируем задачу с помощью аппликации:

-2

Птиц обозначаем с помощью цветных кружочков: синицы – желтые, вороны – черные.

Задача на деление, вводящая примитивное понятие о дроби, закрепляющая понятия «слева», «справа»:

Мы – подружки, две Наташки,

Мы гадали на ромашке.

Получилось восемь раз,

Что мальчишки любят нас.

Ту, что слева, любит Витя.

Ту, что справа – Вова.

Пополам нам разделите

Лепестки с любовью!

-3

Дети наклеивают ромашку и лица девочек по команде педагога: «Ромашку – в центре листочка, Наташу с зелеными бантиками – слева от ромашки, Натащу с красными бантиками – справа». Затем выясняем, как можно разделить лепестки поровну (по одному лепестку поочередно). Каждой Наташе «выделяем» с помощью карандаша по 4 лепестка.

При моделировании математических задач используются операции мышления, способствующие его развитию: анализ через синтез, обобщение, классификация, сравнение, а стихотворная форма задачи позволяет ребенку запомнить ее условие и воспроизводить его неоднократно, проигрывая ситуацию задачи несколько раз, создавая каждый раз новую модель задачи и, возможно, находить новые способы ее решения.

Рада, если была полезна вам и вашим деткам
Искренне ваша УМНЯША-МАМАША