Найти тему

Храм на горах (Сновидцы)

День тогда выдался не слишком погожий, или, прямо скажем пасмурный. За то удушающая жара, повисшая над страной в последние дни, наконец, отступила, и мы решили все-таки доехать до Сновиц.

-2

Сновицы это старинное село с богатой и древней историей, там есть на что посмотреть.

-3

Руководствуясь заранее полученными подробными указаниями, мы нашли затерянную в глубине Владимира автобусную станцию, о существовании которой я раньше и не подозревала. Отсюда за умеренную плату, не слишком обременительную даже для сельских жителей, можно доехать почти в любую деревушку в окрестностях Владимира.

-4

Само село расположено совсем не далеко от города, и туда вполне можно было бы дойти пешком, если бы не «петлявость» и перепутанность сельских дорог. Когда автобус, наконец, выбрался из дачных «курятников», открывшийся пейзаж поразил меня своей красотой и необычностью.

-5

Дело в том, что к северу от р. Клязьмы и к западу от р. Нерли простирается знаменитое Суздальское ополье – равнинная, лишенная лесов территория, почвы и рельеф которой весьма схожи со степными.

-6

И я так привыкла к окружению бесконечных полей и лугов лишь слегка изогнутых небольшими увалами, что вид высоких с крутым уклоном поросших лесом холмов, которые в местной традиции не без оснований гордо именуются «го’рами», стал для меня полной неожиданностью.

-7

В глубоком овраге петляло то, что некогда было рекой Содышкой. Теперь же, не без участия местного тракторного завода и находящейся выше по течению системы плотин, перешло в категорию мелких непрезентабельного вида ручейков, которые в народе именуются «Речка Вонючка». Но эта незначительная деталь все же не могла испортить общее впечатление от пейзажа.

-8

Мы перепрыгнули через Содышку и, минуя церковь (мы собирались осмотреть ее позже), перебрались на другую сторону холмистой гряды. Гряда холмов была всего одна и за ней вдаль до самого горизонта простирались бесконечные луга ополья.

-9

- М-да. Вот тут оно и было, - сказал мой спутник, мерея шагами поле белоснежное от пушистых одуванчиков и сверяясь с картой, - первое селище.

-10

Можно сказать, что сначала Сновицы находились именно на этом месте. Так, по крайней мере, говорят нам материалы раскопок. Это у нас XI – XIII век. Потом оно исчезает и опять появляется в XIV веке, но уже на той стороне реки. Так что логично предположить, что село было сожжено татарами, а потом снова возродилось. Хотя письменных источников на этот счет и нет, но археологические данные свидетельствуют в пользу этого.

-11

Из раскопок мы знаем, что оно просуществовало как минимум до XV века, но с этого периода у нас есть убедительные письменные свидетельства, так как село отошло монастырю, который возник здесь в том же XV веке. Монастырь просуществовал до XVII века. Сейчас от него остался лишь храм Благовещенья. Что ж пойдем, посмотрим.

-12

- А чье было селище? – спрашиваю я. – Славянское или угро-финское?

- Славянское, конечно же. Во-первых, для угро-финов оно довольно позднее – все угро-финские селища в этих местах гораздо старше. А во-вторых, находки ясно указывают на славян: гончарная керамика с волнисто-черточным орнаментом…

-13

И мы направились к церкви. Всматриваясь в ее белый силуэт на холме, я отметила, как прав был знаменитый исследователь Владимирской земли Н.Н.Воронин, когда писал про него:

«И в этом заброшенном в глуши здании проявилась удивительная чуткость древнерусских строителей к красоте ландшафта, умение выбрать для постройки «место красно и стройно» — как говорили в старину».

-14

- Про эту церковь есть любопытная легенда. Говорят, что когда Иван Грозный шел завоевывать Казань, он остановился в этом монастыре на ночлег. И ему будто бы приснился сон, что он вернется с победой. А когда так оно и вышло, он велел выстроить в монастыре Благовещенскую церковь. Да, и, как будто именно от этого сна и произошло название. Но из источников мы знаем, что оно гораздо древнее Ивана Грозного. Так что, по крайней мере, что касается второй части это просто легенда.

-15

- Ха! – говорит спутник, когда мы взбираемся на холм, где стоит храм. – Ты только посмотри на это. Какой же это XVII?! XVI самое позднее!

-16

Нет, колокольня может быть и весь XVIII, но ты только посмотри на церковь – это же типичный храм на подклете с галереей-папертью. Хоть она сохранилась теперь лишь с западной стороны вместе с каменным крытым крыльцом…

-17

А этот вход на втором этаже – здесь видимо было гульбище или что-то в этом роде.

-18

Возможно, мне стоит пояснить этот восторг. Дело в том, что храмы XVI – XV веков встречаются очень редко, так как в это время страна была совершенно разорена после 300-летнего татаро-монгольского ига. И в те времена очень редко строили, тем более из камня. Но церкви, построенные в те годы, как бы выпадают из архитектурного времени – все они обладают общим самобытным стилем.

-19

Кроме того, церковь украшали изразцы XVII века, что тоже большая редкость.

-20

Правда деятельный местный священник уже успел несколько штук сколоть и заменить их дешевой кафельной плиткой. На мой вопрос, чем он это мотивирует, местный со вздохом ответил:

- Ой! Он так всех «мативирует» - говорит, что главное молитва, а место значения не имеет. Не понимаю, зачем тогда вообще молиться в храме? А ведь мы с крестной первые начали его восстанавливать. Там раньше склад удобрений был. Мы с местными старушками много недель их выносили…

-21

М-да. Ну, у нас в стране, как известно, редкая бочка меда обходится без ложки дегтя.

-22

Покидая «храм на горах» я обернулась на дивный запоминающийся пейзаж. Как будто бы, кто-то специально собрал в одно месте поля, реки, холмы и леса. Словно бы весь Божий мир раскинулся вокруг Благовещенского храма, как на ладони. «И во весь окоем небо…» - вспомнилась мне вдруг строчка из полузабытого стихотворенья

-23

«…Вот и все до чего потреба!»