Использование светодиодного света на площадке сейчас актуальная тенденция. Однако технология производства светодиодов пока ещё далека от совершенства. Основная технологическая сложность — постоянство характеристик светодиодов в партии.
Постоянство спектральных характеристик важно на проектах, где используется большое количество осветительных приборов, например, трансляции мероприятий или вещание из телевизионной студии. Если приборы не сбалансированы, то лицо человека, освещённого несколькими источниками света, настроенными на одну световую температуру, может выглядеть теплее/холоднее или зеленее/пурпурнее с одной стороны.
Чтобы нивелировать эту проблему, существует два основных подхода. Условно можно назвать их по компаниям, которые эти подходы применяют.
Dedolight сортирует все светодиоды, которые используются в производстве и распределяет их по так называемым корзинами, bins. Приборы со светодиодами из одного бина будут максимально близки по своим спектральным характеристикам. Это работает в первую очередь для приборов с постоянной цветовой температурой и биколорных приборов.
Компания Arri даже в точечных источниках света использует сборки из большого количества светодиодов, поэтому они программно калибруют каждый прибор, чтобы при при одинаковых настройках разные источники света давали одинаковый цвет и спектр.
Судя по всему, подобный подход практикуют многие производители светодиодных панелей, правда, с худшим, чем у Arri, результатом. Отсюда разброс по цветовым характеристикам приборов на площадке. И если в кино это не так критично, хотя и увеличивает затраты времени, а значит и денег на цветокоррекцию, то в проектах, не предполагающих сложного постпродакшена, использование не самых лучших приборов может привести к проблемам с изображением.
Роман Васьянов, рассказывая о работе на картине «Одесса», художественно и технически стилизованной под вторую половину XX-го века, благодарил продюсеров, разрешивших работать с приборами накаливания и HMI. Хотя они требовали огромного количества электроэнергии, нетипичного для современного кино, оператор отмечал, что эти типы света позволили ему не вглядываться и не промерять корометром каждый прибор, так как спектральные характеристики тёплого и холодного света гораздо стабильнее, чем у большинства диодов.
Меня самого не раз заставала в расплох ситуация, когда при смешении тёплого света и светодиодного, установленного на температуру 3200, и на глаз, и по монитору, и по приборам видна разница в цвете. Но это тема для отдельной статьи.