Между Таллином и Хельсинки - столицами двух наших соседей - около 100 км по Финскому заливу. Это дает возможности для построения подводного тоннеля, который свяжет два города.
Пару лет назад это назвали чуть ли не самым смелым европейским строительным проектом. И Эстония, и Финляндия долгое время проводили консультации и пришли к согласию, что тоннелю быть.
В конечном итоге получилось два варианта, т.н. правительственный и от предпринимателя Питера Вестербака (создатель Angry Birds). По его мнению, саму стройку можно завершить за 2 года, а с учетом всех приготовлений, уже в 2024 по тоннелю пойдут первые поезда.
Финн считает, что все технологии и люди есть, организация не будет проблемой. А от инвесторов нет отбоя и все готовы вложить деньги в это предприятие.
И в последнем пункте и начинаются разногласия. Эстонская сторона считает, что проект еще не доработан, а значит есть риски. Если есть риски, то достойные инвесторы не придут в этот проект.
Таллин и боится, что основным инвестором станут китайский компании. Пекин - это геополитический враг номер один для Запада, поэтому Эстония и придерживается "линии партии". Есть и экономические причины - приход китайского капитала может обернуться серьезной зависимостью.
Если вариант Питера Вестербака будет отклонен, то остается т.н. "государственный", который имеет только одну цель - это продолжение небезызвестного ж/д маршрута Rail Baltica.
Так получается комплексный маршрут из Германии в Финляндию. Так прибалтийская железная дорога получит хоть какое то оправдание.
Но шутка заключается в том, что даже такое продолжение не дает серьезных гарантий окупаемости западному проекту. А без этого никто не станет выбрасывать деньги на ветер.
Эстонские СМИ пытались решить это разногласия найдя - где же все таки пригодится ж/д Rail Baltica и тоннель. Получается, что маршрут до Хельсинки добавляет 4 млн тонн грузов в год. Не мало, но недостаточно.
Просчитывался и следующий способ - это помощь России в виде увеличения транзита. Это даст заполняемость для прибалтийских ж/д и попутно даст нагрузку на тоннель.
Но и тут Россия не поможет - во-первых, чисто географически нет особой необходимости проводить такую логистику, а во-вторых, политика наших прибалтийских соседей не увеличивают желания работать с ними. Да и в самих эстонских СМИ, этот вариант назвали "преклонить колени перед русскими". Хотя может дело не в преклонении, а в адекватном соседском отношении?
Тоннель Таллин-Хельсинки очень сомнительный проект в плане реализации - разногласия в выборе инвестора, разногласия в самом назначении. Если бы эстонские порты были все так же актуальны для России, ситуация могла измениться, но тут мы не будем помогать. Возможно, так будет лучше.