Если вы любите особняки в стиле модерн, обязательно зайдите в Рюмин переулок на Таганке. Вас ждет неожиданность. Хотя жемчужина московского модерна дошла до наших дней не без потерь, мне это здание все равно кажется самым красивым между Яузой и Садовым кольцом. О нем не написано в проекте «Узнай Москву», поэтому я и расскажу о доме здесь.
Дом №2 по Рюмину переулку был построен еще в конце XVIII века в стиле классицизма. В 1903 году он был полностью перестроен в стиле модерн для почетного гражданина Дмитрия Беляева. Автором проекта был Александр Галецкий – известный архитектор начала XX века, ученик Шехтеля.
Подойдем к дому со стороны переулка! Простой, лаконичный фасад (наследие эпохи классицизма) оживлен благодаря облицовке зеленой керамической плиткой. Карниз венчает интересный аттик. Но главное украшение фасада – это цветочный фриз с женскими маскаронами. К сожалению, этот узор подпорчен современной реставрацией, его цвета кажутся слишком яркими.
Вход в особняк украшали кованые металлические деревца с корнями и листьями, их теперь можно увидеть лишь на старых фотографиях (деревья исчезли между 1970 и 1985 годом). Зато сохранились прелестные колонки по обе стороны от входа.
Спустимся под гору! Справа от дома – крошечный сад с оригинальной металлической оградой. Не исключено, что автором рисунка был не Галецкий, построивший дом, а его знаменитый учитель – Шехтель.
В прошлом сад был обширнее, ограда – длиннее, она упиралась в несохранившийся флигель. Не дошли до наших дней и узорные ворота, которые видны на старой фотографии.
Войдем во двор! Восточный дворовый фасад – настоящее чудо.
Галецкий построил эффектную граненую башню с балконом (балкон разрушен, но теперь был восстановлен реставратором). Современный мастер создал изящные кованые ограждения с цветами ирисов. К сожалению, не восстановлена ажурная ограда, которая венчала башню.
Зато целиком сохранилось тонкое мозаичное полотно «Маки». Вглядимся! Это ключевой элемент всей композиции.
Пишут, что в этом доме прекрасно сохранились интерьеры в стиле модерн, но я не смог их сфотографировать.
Хозяин усадьбы, купец и потомственный почетный гражданин Дмитрий Федорович Беляев, сын торговца рогожей и мебелью, был меценатом и тонким ценителем музыки. В его усадьбе проходили музыкальные вечера. Беляев владел скрипкой Страдивари (конфискована в 1919 году и сохранилась до наших дней, несколько раз выдавалась лучшим скрипачам страны), учредил и профинансировал музыкальные конкурсы (в том числе первый в стране конкурс виолончелистов). На деньги Беляева в 1912 году был оборудован Музей при Московской консерватории – теперь Российский национальный музей музыки.
После революции жизнь мецената сложилась относительно благополучно – утратив все, он все-таки сохранил жизнь и свободу. Беляев умер своей смертью в 1936 году в Рязани.
При новой власти особняк стал загсом, сохранились фотографии той поры.
В 1946 году здесь была лаборатория спецтехники, связанная с госбезопасностью.
Позднее в этом доме жил знаменитый маршал Константин Константинович Рокоссвоский.
Рассказывают, что жалобы на Рокоссовского дошли до Сталина. Жалобы были довольно странные: маршала «слишком сильно любят женщины».
Как говорит легенда, Поскребышев в недоумении спросил вождя:
«Что будем делать, товарищ Сталин?»
Сталин ответил:
«Что будем делать, что будем делать? Завидовать будем!»
Все мои статьи, связанные с московским краеведением, можно найти в оглавлении журнала «Нетривиальная история».
Читайте также:
Мужские парики! Зачем они были нужны и как менялись?
Онегинская Москва - прогулка по следам Татьяны Лариной