Найти тему
Мозаика

В России зреет революция, она ищет лидера. Майкл Фассбендер - подойдет, возможно

Какое-то время назад я писала пост о непростом даре актера Майкла Фассбендера, пытаясь предложить интонацию кардинальных перемен. К тому посту в комментариях кто-то написал мне что я "не похожа на интернет крысу" и выразил надежду, что я "эту революцию и начну". Признаюсь, что слово "революция" обожгло меня неожиданно, потому что я вдруг поняла, что по уши влезла в идею именно революции, совершенно этого не предполагая и не собираясь делать. А с другой стороны, хоть мне было это приятно, я понимаю, что я далеко не то лицо, которое может стать лидером какой-либо революции. Лидер очень нужен, но его нет.

Кадр из фильма "Медведица по имени Винни"
Кадр из фильма "Медведица по имени Винни"

О том, что революция зреет давно или должна созреть говорят ученые, журналисты, которые все еще заняты своим делом серьезно. К сожалению в моей походной жизни не все ссылки можно добыть в любой момент, но "Этнонационалистический рецепт" от журналиста Виктора Мараховского я вам предложу прочесть в этот раз - он находится здесь.

С одной стороны Фассбендер как актер .. не растет. Те актеры, с которыми он "одной крови" - Джеф Бриджес, Роберт де Ниро (уже много больше, чем актер), Аль Пачино... я долго могу перечислять тех, кто реально внес свой вклад в развитие кино и в то же время - развивался сам, продолжая свою карьеру.

Джеф Бриджес может очень уверенно сыграть негодяя, настолько что начинает вызывать фактически отвращение - например фильм "Дверь в полу". Его эмоциональная палитра за время его карьеры стала и глубже и шире - горизонтально.

А что может Фассбендер? Если вернуться к списку его работ, то за редким исключением любой случай создания им образа это ограниченная эмоциональная палитра: вспыльчивость, непримиримость, борьба, гнев и все это в перемешку с неподдельной нежностью и теплом, ну или другой хвост этой палитры - гнев и злость. - А еще это "поцелуй навылет". Поцелуй - потому что создавать образ это значит созидать. Навылет - потому что за редким исключением образы, которые он создает, могли быть эмоционально менее интенсивными, раза в три, и они все равно прозвучали бы. Они не то, чтобы не звучат в его исполнении - очень даже звучат, но чувствуется, что ему необходимо куда-то сбыть продукт своего постоянно - действующего внутреннего вулкана.

А потом, неожиданно, без всяких на то причин, в отсутствие каки-либо проблем со своей кинокарьерой Майкл Фассбендер разворачивается и уходит заниматься гонками. Кроме собственного участия в гонках он участвовал в создании документального фильма "1", рассказывающего историю "Формулы- 1", режиссёра Пола Краудера. Фассбендер в фильме рассказчик. Как он потом скажет в одном из интервью "в жизни есть еще много интересных вещей". - Этот фильм сделал акцент на случаях гибели гонщиков.

-3

Может быть Фассбендер ищет смерть, в переносном смысле слова? Да ладно, "мне в детстве нравились машинки" - какой из сегодняшних преуспевших мальчиков Голливуда не любил машинки в детстве? И кто из них, при желании, не может открыть хоть собственную "формулу" и уйти "кататься" сколько влезет? Но у других серьезных актеров, вероятно, их постоянное занятие вызывает достаточное чувство удовлетворения.

-4

А вот вулкан внутри этого актера, потомка настоящих ирландских революционеров - может быть удовлетворен, похоже, только в настоящей реальности. Не в той, которая разыгрывается перед камерой - пусть она и самая настоящая, правдивая, подлинно воспроизведенная - но все равно ведь, "понарошку". В ней заранее известно, что произойдет в следующий момент. В отличие от подлинной - в которой только и можно почувствовать себя по-настоящему живым. Найти выход своему непростому дару в реальных условиях.

С тех пор, как хорошее кино стало редким событием и несет в себе какую-то иную функцию... что-то вроде "можно погрустить", можно вспомнить о лучших временах или редких проявлениях человеком его лучших или хотя бы реальных человеческих качеств я думаю тем, кто занят в этой сфере - пора чинить настоящую реальность. Разве не ради этого кино вообще было придумано? (Впрочем как и любое другое искусство).

Кстати о хорошем кино как о событии: помимо неудавшихся картин, либо картин заведомо снятых для денег в последнее время натыкаешься на изобретение гибрида человеческих эмоций. По другому это назвать сложно. У Фассбендера есть один такой фильм - "Советник". В кадре зрелый мужчина (которого играет М. Фассбендер), который любит - по крайней мере страсть звучит здесь как производная любви. И в то же время как ни в чем не бывало участвует в сделке по продаже наркотиков. Не потому что его заставили, а просто ради денег. Неправдоподобно. Если б ему 15 лет было и он был бы готов "ради нее" убить, думая, что это проявление любви - тогда ладно. А так - в зрелом и любящем не может быть столько наплевательства на тех, чьи жизни обрывает процветающий рынок наркотиков.

Кадр из фильма "Советник"
Кадр из фильма "Советник"

Разумеется, в фильме достаточно напряжения, эмоциональных перепадов - особенно столь неестественных, но это был не лучший способ "успокоить вулкан". У серьезного зрителя впечатление от такого образа может остаться только одно -

Гибрид гиены и павлина, существует только в вымышленном мире человеческих эмоций
Гибрид гиены и павлина, существует только в вымышленном мире человеческих эмоций

Из 52 картин, согласно Википедии, в которых Фассбендер снялся 13 я не видела. Из оставшихся 39 - в трех он может быть "спокоен". В фильме "Прометей", где он сыграл андроида - кажется, что сидит на успокоительном, слишком сам не свой. В "Аквариуме" не запомнился, значит не рвал и не метал, более менее был в сторонке, даже если это сложно представить )). В фильме "Опасный метод" в роли Карла Юнга тоже смог быть "спокоен".. правда его персонаж опять с чем-то кардинально не согласен. Просто здесь это выражено весьма интеллигентно. В остальных 36 картинах Фассбендер или политик-революционер, или воин, или военный, или фильм все равно полон напряжения и его взрывных эмоций. Но каждый образ, созданный им - классический. Никакой загадки, сюрприза - зрителя не ждет. Это не "Дверь в полу" с Джефом Бриджесом, где только в процессе реализации сюжета начинает вырисовываться реальное лицо персонажа. Фассбендер сообщает о своем персонаже все и в первом же кадре!

Кадр из фильма "Прометей"
Кадр из фильма "Прометей"

Может быть ему суждено остаться чем-то вроде актера феномена, со своей узкой спецификой, гипер яркой и ядреной эмоциональностью, но серьезному актеру этого, ведь, мало? Был бы это Брюс Уиллис - можно было бы однажды состариться для "Крепкого орешка" и прочей дребедени и уйти на пенсию.

Кадр из фильма "300 спартанцев" - лучше Фассбендера образ настоящего воина создать не может ни один актер!
Кадр из фильма "300 спартанцев" - лучше Фассбендера образ настоящего воина создать не может ни один актер!

Да, хочется помечтать... Я не сомневаюсь, что если бы родную Ирландию наводнили дешевые мигранты откуда бы то ни было - Фассбендер бросился бы ее спасать. У него не осталось бы вопросов - кого и от кого надо спасать. И он с радостью окунулся бы в настоящую реальность, на ходу вынимая из себя тот опыт, которым его наделили его предки и не "путаясь в кнопках" нового для себя "гаджета"! Но Ирландию не надо спасать. При этом Россия по своему привлекает в последнее время и актеров, дирижеров и всех прочих со всего света. Сколько их последнее время получили российское гражданство? Включая Жерара Депардье? Но мало кто из них что-то пытается сделать для России. Жерар Депардье, например, мог попробовать "починить" русское кино..., а не только спастись от неадекватного налога.

Русская культура не раз и не два впитывала в себя человека другой национальности - который становился русским или "в том числе русским", вспомним хотя бы башкира-татарина Нуреева. Если, конечно, эта культура найдет в нем отклик. Фассбендер, ведь, об этом никогда не думал?

-9