Всем же изографное изображение в духовное наслаждение на вечные века, аминь! такое посвящение потомкам написал в XVII веке на стене церкви Ильи Пророка в Ярославле русский иконописец Гурий Никитин. С тех пор прошло почти пять веков, а мы, послушные воле талантливого художника, удивляемся красоте, заключенной в этих древних фресках.
Впервые о Гурии Никитине (Кинешемцеве) я услышала от подруги, увидевшей его иконы Ипатьевском монастыре в Костороме. И я начала знакомство с работами этого знаменитого костромского художника в церкви Воскресения в Ростове Великом, в Преображенском соборе Свято-Евфимьева монастыря в Суздале, в Троицком соборе Ипатьевского монастыря в Костроме.
Вместе с Силой Савиным и артелью мастеров расписывал знаменитый иконописец и замечетельный храм Ярославля Церковь Ильи Пророка. Это одно из центральных архитектурных сооружений Ярославля, церковь с конца XVIII века стоит на главной площади города.
Построена церковь была в XVII веке на средства ярославских купцов Вонифатия и Иоанникия Скрипиных. Храм был богато обставлен и декорирован. Однако одна из главных ценностей храма, дошедшая до нас это его фрески.
Стенописи Ильинской церкви выполнены в смешанной технике фресковой живописи (красками, разведенными на воде, по сырому известковому грунту) и темперной (красками на клеевой или яичной основе по сухой штукатурке).
Фрески заполняют здесь все пространство: храмовые стены и простенки между окнами, пологие низкие своды и откосы окон; расписаны даже каменная скамья и резные порталы. Зритель словно попадает в сложную яркую паутину образов и событий, придуманную лучшими художниками своего времени.
Фрески храма их не рассмотришь и не осмыслишь за короткое время. Книгой для неграмотных называлась в те времена настенная роспись -люди, приходящие в храм, могли читать фрагменты священной и земной истории по фрескам.
Так и здесь, посвященный зритель может прочесть увлекательную повесть о сотворении мира, о грехопадении Адама и Евы, увидеть изображение Апокалепссиса, и множество других историй.
В фресках много внимания уделено деталям: кропотливо прописаны фигуры людей и животных, орудия труда, предметы интерьра. Одна из самых известных фресок Жатва. Рассказывая евангельскую историю, художники детально и красочно описывают труд крестьян.
Мастера работают с пространством, показывая действие одновременно в интерьере и вне его, создавая прозрачный домик, видимый одновременно изнутри и снаружи. В искусствоведении этот прием получил название Формула Гурия Никитина.
Мастера при росписи храма обращались и к нравственно-поучительным историям. Под кистью ярославских изографов эти сцены приобретали развлекательный характер, позволяли художникам широко показать жизнь и быт своего времени.
Впервые на Руси в росписи храма появляется изображение обнаженного женского тела.
Реезной золоченый иконостас храма сохранился с 1696 г. Составляющие его иконы являются шедеврами древнерусского искусства, особенно иконы нижнего местного яруса, большая часть которых приписывается выдающемуся иконописцу XVII века Федору Зубову (храмовый образ Ильи Пророка, Благовещение, Вознесение и др.).
Как и любой храм России, после революции 1917 года церковь пережила трудные времена: 1920-30-е годы она использовалась как складское помещение, а в 30-е годы здесь открылся областной антирелигиозный музей. В церкви даже был установлен маятник Фуко, третий по счету в СССР после Ленинграда и Свердловска. В 1960-е годы помещение начинали приводить в порядок, стали реставрировать фреки.
Попасть в храм можно далеко не всегда, с 1 октября по 1 мая он закрыт для посещения.
Адрес: г. Ярославль, Советская пл., д.7