После революции...
После революции любимый ученик Репина Исаак Бродский стал официальным художником Кремля. Рисовал Ленина и Сталина. Этим и запомнился.
Не знаю насколько к советскому реализму подходит слово магия. Но его работы притягательны магически. Так и просятся на стену над рабочим столом. А более масштабные полотна - в колонные залы, где будут приниматься исторические, а то и судьбоносные решения. Более того, его талант передавать эпоху через мощный революционный образ вождя и зачарованного перед ним народа в 1937 году, за полотно «Выступление В.И. Ленина на Путиловском заводе», в самый разгар своеобразного отмечания достижений народа властью, был удостоен Гран-при на Всемирной выставке в Париже.
Сегодня о его соцреалистических картинах говорят: "в них нет души, нет поэзии". Но с самого детства живо стоят перед глазами масштабные копии Ленина, увлеченно пишущего в кресле. А нынче, листая старые альбомы, наткнулся на эту картину вновь, и ощутил желание сходить в Исторический музей на Красной площади, пошуршать газетами, постучать ложечкой в стакане с крепким чаем, и вот также засесть с блокнотиком за работу...
Но пора на свежий воздух. Ведь художник прожил очень недолгую жизнь, а успел написать пронзительные по существу сюжеты, которые навевают аллюзии и к творчеству других волшебников кисти.
Тепло шишкинских переливов света
На алле ноги подкашиваются, - где-то упасть, повернувшись головою к небу.
Последний вальс
Главные герои осени: тусклый солнечный свет, опавшие листья и просто люди, почему-то покинувшие этот дом. Может это тот дом, что у Жуковского, в "Брошенной террасе"?
Брейгелевские мотивы
Невинная сцена из будней людей маленького провинциального городка. Но здесь повеяло экзистенциальным духом Брейгеля. А почему бы и нет? Разве мы не хотим после более поздних поэтов перечитать Пушкина?
Зима под жарким дыханием лошади
Лошадка будто неземная. А снег будто облизан ее жарким языком.
Сначала повеяло чем-то сказочным. Того и гляди сейчас выйдет из леса Снегурочка, - та, что в иллюстрациях М.Малкуса.
Это наброски ассоциаций, а не сходство. Вот еще одна. Кустодиев с его снежными этюдами.
Преодолевая границы...
Жизнь Бродского разделили на до- и после-. Многим показалось , что Бродский дореволюционный явно деградировал после революции и превратился в заурядного рисовальщика эпохи соцреализма. Тогда куда же девать "Аллею парка" 30 года? Или портреты рабочих Путиловского завода, написанные в 29-м?
А с Репиным он дружил до последних дней жизни учителя, которая оборвалась в 30-м году. Значит, Репин его понимал.
...Он не дожил до 1941 года. Представляю, насколько мощными по звучанию стали бы его картины, посвященные Великой Отечественной Войне.
#художники
#искусство
------------------------------------------------------------------------------------------------
и подумалось...
...жизнь утекает сквозь пальцы - зачем ты держишь ее в руках - быстрее за гончарный круг - за формовку глины - за обжиг в печи... , неважно, что там творится за окном, наполни кувшин до краю, наполни жизнью...
и приходят пушкинские строки...
...Ты царь: живи один. Дорогою свободной
Иди, куда влечет тебя свободный ум,
Усовершенствуя плоды любимых дум,
Не требуя наград за подвиг благородный.
Они в самом тебе. Ты сам свой высший суд;
Всех строже оценить умеешь ты свой труд.
Ты им доволен ли, взыскательный художник?
Как же они относятся к Исааку Бродскому, как помогают ответить на
вопросы общественности о выборе Бродского. Может повторял он их не раз, как молитву...