ДЕТЯМ ОБ ИСКУССТВЕ.
Всё в мире, да и сам мир - есть явление. Природа, человек, события, мир вещей и предметов, всё это разные явления.
Но, название наших размышлений - « Как явление, превращается в явление искусства », - а это значит, что мы будем говорить о том, как художники, размышляют над самыми разными явлениями и создают произведения искусства. Это очень интересный, удивительный и своеобразный процесс. Давайте попытаемся, немного в нём разобраться на примере изобразительного искусства. Оно, нам с вами, наиболее близко и понятно. Ведь вы же, наверное, любите рисовать?
Итак, художник задумал написать картину. Он задумал создать изображение на плоскости, потому, что по сути своей, картина - это и есть изображение на плоскости, да ещё к тому же, обрамлённое рамой. А раз так, то исходя из названия наших размышлений, это значит, что художник, какое-либо заинтересовавшее его явление, захотел превратить в явление искусства. Как же это происходит, как это может происходить? Может быть так.
Когда-то, во второй половине 19 века, жил художник. Он жил в небольшой, скромной комнатке, писал свои небольшие, по размерам картины и мечтал, чтобы они понравились и их купили. А ещё, по ночам, из окна своей маленькой комнаты, он любил смотреть на звёздное небо. Это удивительное и красивое явление природы, восхищало и волновало его. Несчётное количество маленьких, сияющих серебряным светом огоньков, на тёмном фоне ночного неба - казались удивительной тайной, разгадать, которую, было невозможно. Да вообще-то, он и не собирался её разгадывать, ему просто нравилось смотреть на это красивое явление природы и получать от этого удовольствие. Он делал это часто и, однажды, к нему пришла мысль: а что если написать картину о звёздах, о том, как они ночью сияют над спящим городом. То есть, красками, выразить это явление. Надо только подумать: что и как изобразить?
И он стал думать, думать много и долго, потому что настоящее, ночное звёздное небо - это одно, а картина о нём - это совсем другое. Он это хорошо понимал, потому что он был замечательным художником. Он хорошо знал, в чём заключается разница между - собственно явлением и его изображением. Он стал думать о том образе, который, он хочет написать – образе ночного, звёздного неба.
Какой же будет, его звёздная ночь, как будет выглядеть эта картина? Мысли о звёздах, постоянно будоражили его воображение.
Эти маленькие горящие точечки на ночном небе - как написать их, как сказать о них людям красками? Что надо придумать, чтобы образ звёздного неба получился таким, каким хочется ему? А, каким хочется - он ещё точно не знает, он только думает над этим. Природе легче. Она устроена так - как устроена, и у неё свои формы и цвет. А ему предстоит придумать что-то своё, художественное - но так, чтобы зритель узнал, ночное звёздное небо. И не просто узнал, но и увидел какое оно красивое, замечательное!
Как же сделать это, как написать такую картину? Но ведь он, художник! Он может и должен это сделать! Он постарается и у него получится, у него обязательно получится, потому что он очень постарается.
Так думал он и, наконец, взял кисть в руки. Он написал её и назвал « ЗВЁЗДНАЯ НОЧЬ». Она получилась очень красивой, очень особенной. Потом, её полюбили многие. Почему потом? Потому, что когда он решил стать художником и начал писать свои картины - их не покупали. Может быть, они не нравились? Не знаю. Но он переживал, волновался, обижался. Часто болел. Его картины не казались ему плохими – он просто ТАК, видел мир. Он, как художник, имел на это право.
А когда его не стало, через некоторое время - мир увидел его картины. Они стали нравиться многим, их тали покупать коллекционеры, приобретать музеи, и он - стал великим художником. ЕГО ЗВАЛИ ВИНСЕНТ ВАН ГОГ.
«ЗВЁЗДНАЯ НОЧЬ» Ван Гога стала явлением искусства. Созерцание художником природного явления, вылилось в написание картины, посвящённой этому явлению. И теперь уже зрители решают, как к нему относится.
А действительно - как относится к тому, что похоже на настоящее, но по сути, таковым не является, а является совсем другим – изображением настоящего. Что, в нём надо видеть, как понимать и как оценивать? Вечные вопросы изобразительного искусства.
Первые мазки краски легли на плоскость и вот он - вопрос, вопросов: как сделать, чтобы смотрящий человек не забыл, что перед ним картина?
Художник всегда помнит об этом, а вот зритель, частенько обманывается и говорит о картине, и смотрит на неё так - как будто перед ним, само явление, а не явление искусства. Он, как будто забывает, что изображение, это всего лишь краска, рукой художника, превращённая в изображение и что само изображение, это своеобразный «обман» зрения. Смотрящему, кажется, что всё, как будто настоящее, что всё очень похоже на настоящее, и он восхищённо рассуждает о, ярком солнечном дне, или прекрасной луной ночи, при этом часто употребляет такие слова как: всё живое, всё как будто дышит, всё такое настоящее и тому подобное.
И вот здесь, вы вправе заметить мне: но ведь на самом деле, очень многие художники стараются так изобразить образ, чтобы изображение очень сильно было похоже на то, что действительно видят глаза человека и при этом, они (художники) считают, что, чем больше изображение будет напоминать настоящее, тем лучше будет картина. Что на это ответить?
Это право самого художника - что и как ему писать. Он имеет свой почерк, свой стиль, наконец, свои собственные, художественные устремления. Ведь способов освоения художественного пространства так много. Они сложились исторически и явили миру много разных школ, течений и направлений. К тому же, каждый художник сам выбирает свой художественный метод и сам определяет характер своего творчества. Никто не может, запретить художнику творить так, как он хочет. Поэтому оценка произведения изобразительного искусства, это прежде всего, знание зрителем изобразительного искусства, его истории, его лучших представителей - это его художественный вкус, его эстетические потребности.
В истории искусства известно немало случаев, когда, действительно настоящие художники сначала не замечались и не признавались, а потом вдруг оказывались великими и знаменитыми. Винсент Ван Гог - один из них. Он тоже прошёл, через тернии, к своим «звёздам », к своей вершине.
А ведь если посмотреть на его «ЗВЁЗДНУЮ НОЧЬ», то она совсем не вызывает впечатления того, что изображённый образ похож на настоящую звёздную ночь и если говорить о внешнем сходстве, то звёзды Ван Гога, совсем не похожи на, настоящие и тем не менее очень многие зрители считают картину прекрасной. Почему? Да потому, что явление природы, Ван Гог мастерски выразил живописью и
превратил в явление искусства. Его звёзды, больших размеров, напоминают планеты или маленькие солнца. Они устроили звёздный «бал» и кружатся в вихре звёздного танца. Природное явление, художник выражает так, как ему хочется. Он сочиняет звёзды такими, потому что имеет на это полное право – он ХУДОЖНИК. Это его фантазия, его видение темы, его желание, рассказать зрителю о красоте этого удивительного природного явления и зрителю остаётся только смотреть и думать.
И вот тут, он - зритель, берёт на себя особое право, право быть зрителем – человеком, любящим искусство, вникающим и понимающим саму суть искусства. Он должен уметь видеть художественный смысл произведения. А это значит - понимать, как явление, превращается в явление искусства. И неважно - какой жанр, изображает художник на картине - всё будет явлением искусства, всё будет принадлежать ему – этому удивительному миру вымысла и художественной фантазии.