Экспедиция ЧИСТЫЙ СЕВЕР.
Вообще-то тема эта – довольно грустная! Наши дороги… Где бы они ни были! Порой и в Подмосковье, едва свернув с федеральной трассы, попадаешь в такой ад, будто немцы только бомбить перестали. И в Сибири, и на Дальнем Востоке я насмотрелся на разные дороги, которые чаще всего и дорогами-то называть совестно – какие-то невнятные «пути сообщения», более-менее проходимые зимой, в крепкие морозы…
Но это далеко. И безнадежно по определению. Типа страна большая, не настроишься…
Однако та же песня и в европейской части страны, на так называемом Русском Севере – Коми, Архангельская область и Карелия. Хороших дорог тут мало. В основном – федеральные трассы, соединяющие области с Центром. А чуть вбок, к райцентрам – все, идет либо грунтовка, битая лесовозами, либо бетонка, положенная поверх болот еще в советское время.
Поэтому говорить об активном освоении Севера, возвращению ему былой деловой, да и просто житейской активности не приходится. Чем он живет Русский Север? В основном лесозаготовкой. Ну, плюс нефтянка да судостроение. Это в глобальном масштабе. А чем заниматься людям в деревнях и поселках? Да ничем, собственно… Вот и видишь по обочинам разбитых дорог десятки брошенных деревень. Не стало колхозов-совхозов, все и пришло в упадок…
И меня, честно говоря, вовсе не умиляет такая картина. Не вижу я ни духа, ни смысла, ни особой красоты в этих стагнирующих населенных пунктах. Только – горечь и беду.
Довелось мне во время поездки побеседовать с одним владельцем турбазы. Отличной, причем, турбазы, пользующейся спросом. Спросил его, планирует ли дальше расширяться. А он в ответ: а смысл? Аренда земли по нынешним законам всего на три года дается, а там – не ясно, могут и не пролить. Куда девать тогда все это хозяйство?..
Красивая природа, богатый край… А толку? Люди живут все хуже и хуже, без перспектив. Возможно, у начальства планов громадье, тонны бумаг с обоснованием инвестиционных планов. Только нет этих инвестиций и не предвидятся. Как и нет нормальных дорог, мостов. Север тупо выдаивается по каждому отдельному направлению. В долгую, похоже, здесь никто работать не собирается…
И кстати про мосты. Они есть, но в основном для железнодорожного транспорта. А для автомобилей чаще всего паромы. Очень примитивные – катерок и плашкоут. Причем, за деньги. Ну, и о какой деловой активности тут можно рассуждать?..
Профукали тучные годы, ничего инфраструктурного на будущее не заложили. А значит, и будущего здесь никакого нет. По крайней мере, в обозримой перспективе…
Но ведь есть опыт тех же США, которые в период Великой депрессии, чтобы дать людям работу и надежду, осуществили гигантский национальный проект строительства дорог. Вытянули страну…
А что остается нам? Источать исторический оптимизм, как говорили когда-то о бесконечно терпеливых советских людях? Только сегодня его уже на хлеб не намажешь!..
#чистыйсевер, #Travel-Russia, #РусскийЛосось, #NissanРоссия
PS И не стесняйтесь задавать вопросы по различным аспектам фотографии и фотожурналистики, всегда помогу и разъясню. Подписывайтесь на мои каналы, чтобы не пропустить самое свежее и интересное:
ADVANCED TRAVEL – трэвел и стрит-фотографии, включая фотосъемки из самых экзотичных уголков России и мира.
ADVANCED FOTO – теория и практика фотографии в самом широком диапазоне, в том числе - советы, приемы и разбор конкретных съемок.
Мой сайт и съемка на коммерческой основе здесь: www.strunin.info
Фотошкола Анатолия Струнина – тыц сюда: https://strunin.info/photo_school
Всех благ! До встречи!..