Найти тему

ПРОРОК ИСАИЯ (ч.23): ТИР: РЫДАЮЩИЕ КОРАБЛИ

Оглавление

(Исаия 23)

Тир, финикийский город-государство, находился в пятидесяти километрах к северу от горы Кармил. Главная его часть располагалась на материке, а на острове, на небольшом расстоянии от берега, стояла крепость. Когда израильтяне появились в Палестине, этот город уже имел многовековую историю. Финикийцы были непревзойдёнными мореплавателями древности. Они колонизировали весь cредиземноморский бассейн, включая Карфаген в Северной Африке и Фарсис в Испании. Они сосредоточили в своих руках огромное богатство, ведя торговлю с прибрежными городами и основывая многочисленные колонии.

Давид и Соломон поддерживали дружеские отношения с тирским царём Хирамом (3 Цар. 5:1). Он снабжал Соломона кедром и кипарисом для строительства царского дворца и храма (3 Цар. 5:8–10). В этом проекте принимали участие и каменотёсы Хирама (3 Цар. 5:18).

К сожалению, финикийцы оказали на Израиль и развращающее влияние. Соломон взял себе иноземных жён, которые склонили его к поклонению сидонской богине Астарте. Израильский царь Ахав женился на Иезавели, дочери сидонского царя Ефваала. Она ввела в Израиле поклонение Ваалу (3 Цар. 16:31, 32; 18:4; 19:1, 2; 21:25).

Здесь это пророчество о Тире помещено, скорее всего, для того, чтобы «заключить в скобки» всю эту серию пророчеств. Как Вавилон на востоке, так Тир на западе представлял собой квинтэссенцию всего, что мир считал важным. Гордость обоих привела их к падению. Не только Исаия, но и другие пророки тоже предрекали падение Тира. (См. Иер. 47:4; Иез. 26:4; Зах. 9:3, 4).

ПЛАЧ ПО ПОВОДУ ПАДЕНИЯ ТИРА (23:1–7)

«Пророчество о Тире. "Рыдайте, корабли Фарсиса, ибо он разрушен: нет домов, и некому входить в дома", — так им возвещено из земли Киттийской. Умолкните, обитатели острова, который наполняли купцы сидонские, плавающие по морю. По великим водам привозились в него семена Сихора, жатва большой реки, и был он торжищем народов. Устыдись, Сидон, ибо вот что говорит море, крепость морская: "Не мучилась я родами, и не рождала, и не воспитывала юношей, не растила девиц". Когда весть дойдёт до египтян, содрогнутся они, услышав о Тире. Переселяйтесь в Фарсис, рыдайте, обитатели острова! Это ли ваш ликующий город, которого начало — от дней древних? Ноги его несут его скитаться в стране далёкой» (23:1-7).

Пророчество начинается словами: «Рыдайте, корабли Фарсиса» (ст. 1). Корабли Фарсиса были самыми большими торговыми судами древности. Они могли преодолевать огромные расстояния. Фарсис был наиболее отдалённым морским портом того времени. (См. Иона 1:3). Исаия продолжает: «Ибо он [Тир] разрушен: нет домов, и некому входить в дома». Трудно установить, о каком конкретном разрушении пророчествует Исаия. Начиная с VII века, город несколько раз подвергался нападениям. Окончательное разрушение осуществил Александр Македонский в 332 г. до н.э.

Разрушение Тира и его флота имело катастрофические последствия для всей экономики Средиземноморья. Египет экспортировал огромное количество зерна, которое перевозилось на финикийских кораблях. Как позже Рим, многие города при жизни Исаии зависели от зерна, ввозимого из Египта (ст. 2–6).

«Это ли ваш ликующий город…?» — спрашивает пророк (ст. 7). Его разрушение мощной ударной волной прокатилось по всему миру, потому что он стоял многие века и колонизировал отдалённые места.

СУД ОТ ГОСПОДА (23:8–12)

«Кто определил это Тиру, который раздавал венцы, которого купцы были князья, торговцы — знаменитости земли? Господь Саваоф определил это, чтобы посрамить надменность всякой славы, чтобы унизить все знаменитости земли. Ходи по земле твоей, дочь Фарсиса, как река: нет более препоны. Он простёр руку Свою на море, потряс царства; Господь дал повеление о Ханаане — разрушить крепости его, и сказал: "Ты не будешь более ликовать, посрамлённая девица, дочь Сидона! Вставай, иди в Киттим, но и там не будет тебе покоя"» (23:8-12).

Народы спросят, почему это случилось и кто это определил (ст. 8). Тир был одним из самых влиятельных городов-государств в мире, особенно в средиземноморском бассейне.

Исаия тут же называет первопричину падения Тира: «Господь Саваоф определил это» (ст. 9). Человеческая гордость и слава отвратительны и презренны в Божьих глазах.

Разрушение не ограничится только Финикией (ст. 10–12). Оно затронет отдалённые места, такие как Фарсис и Ханаан. В тот день не будет покоя.

ВОССТАНОВЛЕНИЕ ПОСЛЕ РАЗРУШЕНИЯ (23:13–18)

«Вот земля халдеев. Этого народа прежде не было: Ассур положил ему начало из обитателей пустынь. Они ставят башни свои, разрушают чертоги его, превращают его в развалины. Рыдайте, корабли фарсисские! Ибо твердыня ваша разорена. И будет в тот день: забудут Тир на семьдесят лет, в мере дней одного царя. По окончании же семидесяти лет с Тиром будет то же, что поют о блуднице: "Возьми цитру, ходи по городу, забытая блудница! Играй складно, пой много песен, чтобы вспомнили о тебе". И будет: по истечении семидесяти лет Господь посетит Тир, и он снова начнёт получать прибыль свою и будет блудодействовать со всеми царствами земными по всей вселенной. Но торговля его и прибыль его будут посвящаемы Господу; не будут заперты и уложены в кладовые, ибо к живущим пред лицом Господа будет переходить прибыль от торговли его, чтобы они ели досыта и имели одежду прочную» (23:13-18).

Разрушение, описанное в стихах 13 и 14, увидят на востоке (в Халдее) и на далёком западе (в Фарсисе).

Пророк говорит, что «с Тиром будет то же, что поют о блуднице» (ст. 15). Это иронический образ города, стремящегося к тому, чтобы его вспомнили, как забытую блудницу. Она ходит, играет на цитре и поёт «много песен» (ст. 16), чтобы привлечь к себе внимание.

Г. Люпольд рассматривает «семьдесят лет» в стихах 15 и 17 как символический срок: «Семьдесят означает тот период, за который Бог достигнет своей цели в данном направлении». Джон Уиллис говорит: «Представляется более вероятным, что Исаия имеет в виду семьдесят лет вавилонского правления (605–539 гг. до н.э.)».

Приводится много неудовлетворительных объяснений смысла стиха 18. Пожалуй, наилучшее объяснение принадлежит Гомеру Хейли:

«Поскольку Иегова судит и разрушает, а также восстанавливает и созидает, то не может ли это пророчество попросту означать, что, какими бы ни были мотивы купцов, Иегова использует торговлю во благо человечества, освящая её для этой цели? То, что мы знаем о Боге и Его путях, склоняет к мысли о разумности этой точки зрения».

РЫДАЮЩИЕ КОРАБЛИ

Пророчество начинается так: «Рыдайте, корабли Фарсиса, ибо он разрушен: нет домов, и некому входить в дома» (ст. 1). В Современном Переводе это звучит таким образом: «Плывущие из Фарсиса, плачьте, ибо гавань ваша разрушена». Тир находился на морском берегу и был особенно известен кораблестроением. Слава о нём распространилась далеко вокруг. Страны мира полагались на его компетентность и мастерство в области навигации.

Зачем же тогда кораблям рыдать? Тир скоро падёт, и корабли больше не будут выходить из его порта. Пророчество рассказывает о том, как эта весть дойдёт до стран-покровителей Тира и ужаснёт их. «Господь Саваоф определил это, чтобы посрамить надменность всякой славы, чтобы унизить все знаменитости земли» (ст. 9).

Какой урок мы извлекаем из суда над Тиром?

Компетентность и мастерство — не самое высокое стремление в жизни. Жители Тира были искусными ремесленниками и за это пользовались уважением во всём мире. Но Бог прервал их благоденствие, наказав за грех.

Популярность среди народов — не самая главная цель в жизни. Тир вызывал зависть всего мира, и всё же его проблемы с Богом привели к разрушению. Ни один народ и ни один союз народов не мог помешать тому, что Бог определил сделать с ним.

Накопление богатства — не самое важное занятие в жизни. В представлении многих Тир достиг величайшего успеха. Его люди были вне конкуренции в жёстких деловых отношениях в мире. Деньги текли в него рекой. Экономика Тира была в безопасности. Однако Бог — Бог, которому они не поклонялись, — потребовал от них отчёта.

Секрет добропорядочной жизни — не в религиозности. Тир был религиозным. Древний мир никак нельзя назвать нерелигиозным — напротив, очень даже религиозным. Люди жертвенно поклонялись всевозможным богам. Однако истинный Бог собирался простереть над ними Свою руку, чтобы на какое-то время унизить их. Они были религиозными, но не праведными; они поклонялись, но не Богу.

Суд над Тиром приводит нас к одному выводу: поклонение и служение истинному Богу есть высшее желание и достижение в жизни. Тир обладал изумительным мастерством, которым все восхищались; он имел поддержку других народов; он купался в богатстве и достатке. Его народ даже участвовал в многочисленных религиозных обрядах — и всё же Бог осудил их за грех! Все народы должны внять тому, что сказал наш Господь: «Ищите же прежде Царства Божьего и правды Его, и это всё приложится вам» (Мф. 6:33).

Bible-help.ru изучение Библии: христианские статьи, программы, фильмы