Все родители ждали окончания карантина с нетерпением, а я - с ужасом. Полгода без детского сада - серьезное испытание для ребенка с РАС.
А я еще научена горьким опытом.
Первый раз в садик мой ребенок пошел в 3,5 года в старшую группу, к детям 4-5 лет. К моему удивлению, особых проблем с ним не было. Просто там были дети старше и сильнее, если моя настырная малявка сломала их снеговик или взяла чужую игрушку, она просто получала от них по голове. Право сильного сын понял быстро.
На второй год в садике всех "старшаков" перевели в группу подготовки к школе, а на их место набрали малявочек, на год младше сына. Вот-тут то я хлебнула лиха: две-три недели мой ребенок себя вел не плохо, а ОЧЕНЬ плохо - дрался и кусался. Особенно плохо у них было с мальчиком-ровесником. У того не было проблем с развитием, но были какие то сложности с коммуникацией, из-за чего он попал в нашу "интеграционную" группу. Если они с моим сыном дрались, то через 5 минут, мальчик устраивал матч-реванш. Тогда я возила сына к психологу и потрепала себе много нервов.
Считаю, что ослабить нежелательное поведение сына помогли три вещи:
- мальчика, с которым сын выяснял отношения, перевели в группу по уровню развития, где он освоился;
- мы работали с поведенческими карточками;
- мы много работали "в поле".
Чтобы объяснить сыну, что с драки вообще нежелательны, я много водила сына в игровые комнаты, которые он очень любил. Я следовала за ним как тень. Как только мой ребенок толкал кого-нибудь или отнимал игрушку, я со словами: "Толкаться/драться/отнимать игрушки нельзя", уводила его из комнаты.
На третий год я заранее перед детским садом я отдала ребенка в коммуникативную группу, где детей учили:
- вместе играть без ссор и драк;
- самоконтролю;
- решать конфликты словами, а не кулаками;
- слушать окружающих и правильно реагировать на их слова.
Туда тоже ходят дети с РАС помладше, некоторые не говорят или говорят с трудом, но по факту примерно 3-4 более послушные и управляемые, а еще парочка скорее отказывается от общения, чем пристает к другим детям. Первое занятие сын вел себя идеально, но потом понеслась... 3 недели в группе моего ребенка сильно ругали: не слушал педагога, отнимал игрушки, если нужно было поздороваться за руку, сильно тянул руку ребенка на себя.
Психолог, которая, между прочим, при первом знакомстве сказала, что сын психически развит в соответствии с нормой, признала ошибку:
- Ваш сын хочет общаться и привлекать к себе внимание. Но не знает как правильно себя вести и активно ищет шаблон поведения. Он будет искать себя еще долго, привыкайте.
После группы поведение сына на улице заметно ухудшилось. Особенно тяжело было первые два часа после занятий, когда сын активно лез в любую драку. Перед логопедом мой ребенок выл и стонал, что не хочет и не будет заниматься, орал, что сломал ногу испачкал брюки и на занятия не пойдет.
В общем, проблемы по всем фронтам. На пике этого поведения мы пошли в садик.
В первый же день мой ребенок подрался буквально со всеми!
Я наорала на ребенка: "Дома будешь сидеть, если еще раз хоть кого-то пальцем тронешь" (а в садик он ходить любит) и потащила сына к нашему логопеду, она же психолог.
Саша побеседовала с сыном на тему: "Драться нельзя, кусаться - тоже". И вздохнув, добавила, что, когда ничего не работает, можно использовать спекуляции, типа:
- Не зевай муха в рот залетит.
- Не суй руки в штаны - мышка письку откусит.
- Не кусайся - зубы выпадут.
Мне этот прием не нравится, но , если честно, он тоже работает с сыном.
Я также переосмыслила свое собственное поведение.
Пик агрессии мы получили, когда в два голоса с психологом ругали ребенка.
На следующем занятии я взяла себя в руки и после порции нелестных замечаний от психолога обняла сына и сказала:
- Ты должен слушаться воспитателя, но ты все равно молодец: старался, а сейчас мы пойдем есть сосиски в тесте.
Кроме того, мы каждый день перед садиком делаем специальную зарядку, чтобы снизить гиперактивность.
К моему удивлению, это помогло: поведение сына стало менее проблемным. На второй день садика сын ограничился тем, что толкнул девочку. А на третий - вел себя нормально.
На улице проблемное поведение продержалось три недели. Если сын был слишком назойлив, я просто забирала его с площадки. Оров и сопротивления, естественно было выше крыши. Агрессия каралась лишением прогулок на сутки.
В коммуникативной группе через три недели занятий моего ребенка начали хвалить. Но, правда, поведение стало лучше всего, когда его наказали: три раза выставили из группы за одно занятие, т.е. взяли над ним руководящий контроль.
Сейчас поведение моего ребенка в садике колеблется от терпимого до хорошего. Из проблем, которые остались:
- сын не всегда слушается с первого раза: он может надеть куртку-шапку после общей команды "Одеваемся и идем гулять", а может - прыгать по скамейкам и среагировать только после 3-4 обращения;
- сын часто отказывается от совместных занятий ручным трудом, иногда - от спорта, с удовольствием ходит только на танцы;
- нечеткая дикция мешает воспитателям понять, что он сказал;
- не ест ничего, кроме хлеба;
- коммуникация с одногруппниками, как и с другими детьми, по-прежнему на примитивном уровне, назойлив, хотя не так, как раньше, общается в основном с другим аутенком.
Сейчас лучше всего сын ведет себя в коммуникативной группе, и мне очень важно, чтобы все навыки, которые сын получит там, обобщились в детском саду. К сожалению, дистанционно управлять поведением сына я не могу.
Дома я достаточно жесткая мать, когда другие аргументы не помогают, я могу сказать:
- Ах, ты не занимаешься? Тогда иди от меня, я буду заниматься своими делами.
- Не хочешь к логопеду: к нему поеду я, а ты сиди один дома.
Или просто забрать с площадки. Обычно это работает.
Но куда его, такого красивого, выставит с занятий в детском саду физрук? Да не имеет права.
Вот и приходится воспитателям смиряться с его нежеланием заниматься, давать ему в обед 5 кусков хлеба, чтобы сидел и ел. Я стараюсь со свои уставом в чужой монастырь не лезть. Понимаю, что кроме моего сына в группе еще как минимум 11 человек, один из которых - особенный (всего в группе 18 детей, но из-за болезней собирается не больше 12).
Однако попытаюсь поговорить с воспитателем, чтобы за некоторые подвыперты сына все-таки наказывали.
Сама я стараюсь наладить с сыном доверительные отношения: сейчас он уже может сам мне немного рассказать, как снял резинку с волос девочки или кинул песком в аутенка Диму. На такие откровения реагирую спокойно, не хвалю, и не ругаю. Просто говорю, что нехорошо. Хочу, чтобы ребенок не боялся говорить со мной по душам.