Многие помнят те времена, когда отечественное образование считалось почти лучшем в мире. Однако сейчас от этого осталась только память и те, кто могут, отправляют детей учиться за границу. Почему так и в чём принципиальное отличие мы разберем в этой статье.
Ученье как обязанность
Говоря об отечественной системе образования прошлого и настоящего, важно отметить, что ребенок выступает «обучаемым» субъектом учебного процесса. Кроме того, каждый родитель может сказать, когда ребенка «надо» отправлять в школу – в 7 лет. В школе ребенка будут учить думать определённым образом, развивать его память и внимание посредством заучивания стихов и пересказов. Таким образом, сам процесс обучения представляется преодоление ребенком некоторых препятствий с дальнейшим использованием полученных навыков в следующих преодолениях. Эта идея была заложена в прошлом веке отечественным психологом и педагогом Л. С. Выготским, который сформулировал идею так: «Обучение ведет за собой развитие». Иными словами, в российской школе ребенок будет делать ещё недоступные его пониманию вещи, понимать их в ходе обучения и тем самым развиваться.
Ученье как право
Наверняка многие хотя бы раз слышали о том, что в США и Европе дети начинают ходить в школу ещё с пяти лет, но уроки не делают, а посещают те занятия, какие хотят и так далее. Европейское и американское образование построено так, что ребенок ничего не преодолевает, а спокойно исполняет то, что может и это побуждает его двигаться дальше. Школьник выступает «обучающимся» субъектом учебного процесса, самостоятельно и, следовательно, ответственно прилагающим усилия для развития. Данную идею сформулировал французский психолог и педагог, современник Выготского, Ж. Пиаже, дав ей следующее звучание: «Развитие ведет за собой обучение». Говоря короче, в европейской школе ребенок выполняет только те задания, которые уже может решить, и результат работы помогает ему развиваться дальше.
Существенная разница
В российской школе ребенка учат, за границей – ребенок учится. И принципиальная разница в том, что ребенок, как активный инициатор обучения в европейской школе с самого юного возраста постепенно привыкает нести ответственность за собственное развитие и обучение. В отечественной школе, где ребенка заставляют учиться, ему нужно делать домашнюю работу, школьник выступает пассивной жертвой, в голову которой закладывают знания, и соответственно не несущей за этот процесс никакой ответственности. Такой ученик не развивается, а ждёт, когда его разовьют.
Какие последствия?
Предсказать последствия не так уж и сложно. Поощрение инициатив формирует активного гражданина своей страны, заинтересованного в принесение пользы своему государству. Поощрение послушания и пассивного принятия судьбы формирует хорошего работника, никогда не способного предложить и начать что-то свое, зато отлично выполняющего поручения свыше. Однако это не значит, что можно махнуть рукой на образование. Родители и широкий семейный круг, а также множество секций и занятий дополнительного образования, посещение которых инициирует сам ребенок, позволит сформироваться той самой инициативности и стремлению развиваться.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на мой YouTube канал!
Ставьте ПАЛЕЦ ВВЕРХ и ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на Дзен канал
Читайте также:
✅ Самые эффективные модели образования по версии LEGO Foundation