Найти в Дзене
Aleks Versus out the Game

Гарри Гаррисон. "Время для мятежника"

Цвета: коричневый, серый, чёрный, грязно-зелёный.

Книга полностью посвящена проблеме расизма и расовой дискриминации. Сюжет достаточно предсказуем, хотя поначалу Гаррисону удаётся держать нас в неведении: а зачем же полковнику золото? Но где-то в середине книги всё вскрывается и в принципе дальше читать становится не интересно.

Некоторые сцены в книге вообще лишены какого либо значения, и не несут для сюжета никакой практической пользы. Люди меняются катастрофически - или Гаррисон намерено обманывает читателя, или это писательская ошибка. Не менее натянуты и притянуты разного рода суждения и мнения. Главный герой симпатичен читателю. Он молодец,он борется за Америку. За ту Америку, какую мы её знаем сегодня. Поэтому он положительный герой, и обладает всеми чертами положительного героя. Умный, сильный, сообразительный, хитрожопый, прекрасно знает историю, разбирается в оружии и бабах. Конечно, не покидает ощущение, что он немного туповат, но это мелочи связанные с притянутостью некоторых причин и следствий. Например повод, послуживший к его назначению. Русского человека этот повод скорее всего  сразу оттолкнёт и вызовет недоумение: как так? Может поэтому симпатизировать герою не хочется? Уж слишком он американский. До мозга костей прям.

В манере Гаррисона, книга изобилует подробностями, научными фактами, свидетельствами и отсылками к известным учёным, особенно историкам. Вплоть до того, что мы можем узнать, какова же плотность золота, и что такое квантовая механика, и кто такой Джон Браун. Здесь же Гаррисон приводит одну из версий вселенной с параллельными временными потоками, и снова загоняет себя в тупик. Если изменённая история - это параллельный временной поток, как же оказались записи Троя в будущем, из которого он прилетел, ведь и он и его записи теперь существуют в параллельном мире. Вообще, таких косяков в романах Гаррисона про путешествия во времени - пруд пруди, но это самый яркий.

Идея романа опять же состоит в популяризации истории, и перекрыта отрицанием расизма и расовой дискриминации. Пропаганда американского уклада на фоне рассуждений об альтернативной истории. А что было бы? - спрашивает нас Гаррисон, и сам же отвечает на свой вопрос: плохо было бы, негры до сих пор оставались бы рабами, все расисты - фашисты, а мы знаем к чему привёл фашизм.

Да, мы знаем, и видим вокруг. К чему привёл фашизм. И в этом плане, "Время Мятежника" заставляет задуматься. Задуматься о том, что все моменты истории - те, что мы считаем плохими, и те, что мы считаем хорошими, - только в совокупности могли создать наш полноценный мир таким, какой мы его сейчас видим. Нет. На состояние мира влияет не один какой-нибудь ключевой момент, а тысячи ключевых моментов, и мы не можем забывать ни "плохие", ни "хорошие", как бы нам того ни хотелось. Мы не должны забывать слова, мы не должны забывать людей, мы не должны разрушать памятники в угоду новым правителям. Мы должны помнить всё, чтобы однажды снова не попасть впросак.