Найти тему
Navygaming Channel

Ракетный линкор - миф или реальность

Хорошую технику всегда отличает значительный модернизационный потенциал. И как показала история в линкорах типа «Айова» он был заложен в избытке. Хорошая скорость хода, толстая броня, мощное вооружение – эти факторы делали возможные модернизации весьма перспективными.

Первое предложение о постройке ракетного линкора (BBG) возникло в далеком 1955 году. Объектом эксперимента стал недостроенный линкор «Кентукки» (BB-66). Планировалось убрать одну башню главного калибра 406-мм и часть зенитной артиллерии. Установить шесть 127-мм/54 орудий и десять спаренных 76-мм/50 автоматов, ракетное вооружение – пусковую установку крылатых ракет «Регулус» и два зенитно-ракетных комплекса «Терьер» или «Тэйлос». Стоимость такого переоборудования должна была составить 123 - 130 миллионов долларов.

Пуск ракеты "Томагавк" с борта линкора "Нью-Джерси"
Пуск ракеты "Томагавк" с борта линкора "Нью-Джерси"

Через год проект пересмотрели: сначала ракеты «Регулус» предложили заменить более мощными «Регулус-II» или «Тритон», а затем сделали ставку на баллистические ракеты «Поларис». Был разработан эскизный проект оригинальной пусковой установки: 16 ракет должны были храниться горизонтально и затем подаваться к двум стартовым шахтам. Соответственно, ожидаемая стоимость достройки "Кентукки" в новом качестве выросла до 181 миллиона долларов. Стоит отметить, что это было время бурного развития ракетной техники, в частности ракет-носителей ядерного оружия. При наличии такой перспективной платформы как линкор, вполне обоснованно было появление проекта линкора с баллистическими ракетами.

Вариант модернизации линкора типа "Айова" с десантными вертолетами (конец 60-х годов ХХ века)
Вариант модернизации линкора типа "Айова" с десантными вертолетами (конец 60-х годов ХХ века)

Однако в 1959 году был предложен новый вариант достройки без баллистических ракет и артиллерии, но зато с увеличенным количеством ЗРК, установкой противолодочных ракетоторпед ASROC, полной заменой радиоэлектронного вооружения. Но жизнь внесла в эти планы свои коррективы, и ни один из них не реализовался, а линкор «Кентукки» так и не был достроен.

6 мая 1956 года линкор «Висконсин» столкнулся с эсминцем «Итон» и получил в результате столкновения серьезные повреждения носовой части. И данная секция недостроенного линкора «Кентукки» была использована при ремонте «Висконсина».

В это же время велась разработка проектов по модернизации линкоров, которые уже были построены. Интересной являлась модернизация линкора «Айова» в ударный десантный корабль. С демонтажем кормовой башни главного калибра, устройством большого ангара для вертолетов и размещением на линкоре десантных катеров. Но данный проект также не был реализован. В начале 50-х годов на ЛК обновили радиолокационное оборудование, разместили в погребах ядерные снаряды Мк23 и практические Мк24, но все это не спасло линкоры. Они были признаны вымирающим классом кораблей и к концу 1958 года выведены в резерв.

Один из вариантов модернизации линкора типа "Айова"
Один из вариантов модернизации линкора типа "Айова"

Однако в период войны во Вьетнаме американцы вывели из консервации линкор «Нью-Джерси». Данное решение напрашивалось исходя из положительного опыта использования линкоров в Корейской войне. Для ввода в строй требовался ремонт, замена устаревшего оборудования и полная подготовка экипажа.

С корабля сняли все 40-мм автоматы, но 76-мм пушки опять-таки не установили (КДП Mk-56 сохранили, приспособив их к управлению огнем 127-миллиметровок). В корме оборудовали площадку для вертолета, в том числе и для радиоуправляемого системы DASH (Drоnе Аnti-Submаrinе Helicopter – беспилотный противолодочный вертолет). Модернизировали радиоэлектронное вооружение: радар SPS-6 сохранили, но устаревший SG-6 заменили новым SPS-10; радиовысотомер SPS-8 демонтировали.

Демонтаж 40-мм установок "Бофорс" с линкора "Миссури"
Демонтаж 40-мм установок "Бофорс" с линкора "Миссури"

Поскольку предполагалось, что «Нью-Джерси» будет выполнять функции штабного корабля, его оснастили современными средствами связи, системами отображения тактической обстановки и управления действиями кораблей NTDS (Naval Tactical Data System) и контроля за воздушной обстановкой ТАСА. Для защиты от самонаводящихся противокорабельных ракет (американцы опасались, что таковые могут появиться у северовьетнамцев) установили аппаратуру РЭБ и четыре ПУ ULQ-6. Последние служили для постановки ложных целей и стреляли неуправляемыми ракетами (модифицированными авиационными «3уни»), начиненными уголковыми отражателями. «Нью-Джерси» вступил в строй 6 апреля 1968 года в Филадельфии и 16 мая под командованием кэптена Э.Снайдера ушел на Тихий океан. Боевое использование ЛК было успешным, но в декабре 1969 года он снова был выведен в резерв. Как стало известно через много лет – за слишком эффективное и разрушительное использование, которое в момент переговоров о мире стало ненужным.

В 1970-х годах в руководстве ВМФ США сформировалась группа, которая лоббировала идею расконсервации и модернизации ЛК. Главным доводом этой группы, был положительный опыт использования линкоров в Корейской и Вьетнамской войне. Для главкома были произведены расчеты, в которых показывалось, что 406-мм орудия «Айовы» за 30 минут могут выпустить 270- 862-кг фугасных снарядов – 232,7 тонн взрывчатки и стали. А стандартная боевая нагрузка авиакрыла атомного АВ «Нимиц» составляла 76,2 тонны. Обычно за день палубные самолеты совершают не более трех вылетов – то есть они могут сбросить на цель «всего» 228,6 тонн бомб в сутки. Позже американцы дополнили эти расчеты и экономической составляющей: «доставка» каждой тонны боеприпасов ЛК обходится в 1,6 тысяч долларов, а штурмовиками того же «Нимица» – примерно в 12 тысяч. О некорректности таких сравнений они конечно промолчали.

Линкор ВВ-61 "Айова" на реактивации в доке судостроительной компании, 1983 год
Линкор ВВ-61 "Айова" на реактивации в доке судостроительной компании, 1983 год

Постановление о расконсервации и перевооружении «Айов» было принято Конгрессом США весной 1980 года. Для действий ЛК предполагалось создать четыре боевых группы (Surface Action Group) SAG, в каждую такую группу должен был входить модернизированный ЛК, КР типа «Тикондерога» и три ракетных ЭМ. По задумке такая группа могла действовать как самостоятельно, так и во взаимодействии с авианосной ударной группой. С легкой руки президента Рейгана программа модернизации была утверждена в Конгрессе, и для ее реализации было выделено 1,5 миллиарда долларов.

Несмотря на почти 40-летний возраст ЛК реально эксплуатировались от 11 до 13,5 лет, а остальное время находились в резерве. Это давало основание предполагать, что их физический износ меньше, чем у большинства боевых единиц флота США (в среднем срок службы кораблей американских ВМС в то время составлял около 15 лет). Отсюда делался вывод, что после модернизации «Айовы» смогут продержаться в строю примерно до 2005 года. Впрочем, как показало будущее, прогноз оказался чересчур оптимистичным.

Пусковые установки ПКР RGM-84 "Гарпун"и крылатых ракет BGM-109 "Томагавк"
Пусковые установки ПКР RGM-84 "Гарпун"и крылатых ракет BGM-109 "Томагавк"

«Второе рождение» линкоров в 1980-е годы – явление в истории кораблестроения беспрецедентное. При сохранении полного комплекта тяжелой артиллерии и брони «Айовы» получили стратегическое оружие – крылатые ракеты «Томагавк», а также ПКР «Гарпун», автоматизированные ЗАК «Вулкан-Фаланкс», современное радиоэлектронное оборудование и средства РЭБ (радиоэлектронной борьбы). В ходе модернизации линкоров четыре из десяти 127-мм артустановок Mk28 были демонтированы; вместо них на надстройках разместили восемь бронированных счетверенных ПУ Mk143 для крылатых ракет «Томагавк» (Ракета BGM-109 «Томагавк» с ядерной БЧ, дальность полета 1 500 миль; обычная БЧ 445 кг, дальность 675 миль, противокорабельная БЧ (454 кги 470 мильсоответственно). Наличие в боекомплекте каждого ЛК 32-х ракет позволило многократно увеличить боевые возможности линкоров типа «Айова».

Противокорабельные ракеты RGM-84 «Гарпун» (16 шт.) размещались в транспортно-пусковых контейнерах, сгруппированных в четыре блока. В зависимости от модификации дальность их полета составляла 64-85 миль, масса боевой части – 231,5 кг, маршевая скорость полета – 0,82 М.

Для обороны от низколетящих целей (в том числе неприятельских ПКР) каждый из ЛК типа «Айова» получил по четыре ЗАК Mk15 «Вулкан-Фаланкс» состоявших из шестиствольной 20-мм пушки М61 «Вулкан», стабилизированной в двух плоскостях установки и автономной радиолокационной СУО. Техническая скорострельность комплекса – 3000 выстрелов в минуту, боезапас – 8000 снарядов. Кстати, за характерный внешний вид в американском флоте комплекс получил прозвище «R2-D2». Кроме того, на надстройках ЛК оборудовали пять стационарных позиций для стрельбы из переносных ЗРК «Стингер».

Зенитно-артиллерийский комплекс ближнего боя Мк-15 "Вулкан-Фаланкс", включенный в состав вооружения линкоров после модернизации 80-х годов
Зенитно-артиллерийский комплекс ближнего боя Мк-15 "Вулкан-Фаланкс", включенный в состав вооружения линкоров после модернизации 80-х годов

Радиоэлектронное вооружение пришлось обновить полностью. Теперь на «Айовах» имелись РЛС дальнего обнаружения воздушных целей А/PS-49, навигационный комплекс L-66 системы контроля за воздушной обстановкой ТАСА и спутниковой связи ОЕ-82, а также комплексная система отображения тактической обстановки и управления действиями кораблей TDS. Что касается РЛС обнаружения надводных целей, то на ЛК «Нью-Джерси» и «Айове» поначалу были установлены АN/SPS-10 (на первом из них этот радар появился еще в 1968 году, во время его Вьетнамской кампании), но в 1985-1987 годах их модернизировали и переименовали в АN/SPS-67. «Миссури» и «Висконсин» сразу же получили модернизированный вариант РЛС.

Радары Мк25 и Мк13 систем управления огнем линкора типа "Айова"
Радары Мк25 и Мк13 систем управления огнем линкора типа "Айова"

Система РЭБ основывалась на комплексе SLQ-32 (V), включавшем помимо различных приемо-передающих станций восемь 18-ствольных «фольгомётов» Mk-36 RBOC – постановщиков ложных радиолокационных целей.

В качестве средства защиты от акустических торпед ЛК оборудовали системой SLQ-25 «Никси»; входивший в ее состав буксируемый контейнер, по замыслу, должен был служить «приманкой» для головки самонаведения торпеды, отвлекая последнюю от настоящей цели. В кормовой части палубы установили пост управления полетами вертолетов.

В декабре 1986 года на «Айове» смонтировали устройство для старта и посадки беспилотных летательных аппаратов-разведчиков «Пионер». Модернизация коснулась и ряда вспомогательного оборудования, так или иначе связанного с изменением состава вооружения. Например, на каждом из ЛК пришлось установить по три преобразователя частоты, поскольку для новейших РЛС и системы ТО был необходим ток с частотой 400 кГц. Кроме того, все жилые помещения оснастили кондиционерами, заменили часть бытовой техники – в общем, довели условия обитаемости до принятого в ВМС США стандарта. Кстати, за счет внедрения новой аппаратуры и отказа от многочисленной зенитной артиллерии экипаж «Айовы» в 1988 году удалось уменьшить до 1 510 человек (на «Нью-Джерси» до 1 518, на «Миссури» и «Висконсине» – до 1 515 человек).

БПЛА "Пионер" в полете
БПЛА "Пионер" в полете

Наконец, внести ряд изменений в конструкцию вынуждало само время. Паровые котлы пришлось приспособить под новое жидкое топливо, а гальюны оборудовать цистернами для приема льяльных вод – в противном случае путь «Айовам» во многие иностранные порты был бы закрыт. Существовали и альтернативы данной модернизации. Предполагалось создание десантно-штурмовой модификации корабля – с угловой полетной палубой, ангаром, лифтом-подъемником, с ЗРК «Стандарт». В зависимости от задач такой корабль мог бы принимать на борт вертолеты, самолеты вертикального взлета и посадки. Также существовал вариант с установкой вертикальных универсальных ракетных ПУ. Но данные проекты требовали гораздо больших переделок и средств, поэтому оказались не востребованы.

28 декабря 1982 года в Лонг Бич в присутствии президента Рейгана в строй вступил первый ракетный ЛК «Нью-Джерси». После завершения обучения экипажа и учебного похода он приступил к выполнению боевых задач. В 1983 году резко обострилась ситуация в Ливане, и уже в сентябре к его берегам прибыл ракетный линкор. В декабре он впервые обстрелял позиции сирийской армии. А в феврале 1984 года состоялась очень мощная бомбардировка долины Бекаа. Было выпущено около трехсот 406-мм снарядов. Был уничтожен командный пункт, в котором погибли несколько старших офицеров сирийской армии и один генерал. Однако пострадало множество местных жителей, количество погибших исчислялось сотнями человек. Это объяснялось низкой точностью стрельбы, по версии командования ВМФ из-за некачественных зарядов пороха.

28 апреля 1984 года вошла в строй модернизированная «Айова», 10 мая 1986 года – «Миссури», а 22 октября 1988 года – «Висконсин». Линкорное «лобби» считало, что это восстановление американской морской мощи. Однако даже среди такого восторженного отношения к ЛК находились скептики и реалисты. В 1986 году адмирал Джон Балкли проводил инспекцию ЛК «Айова». А так как он был начальником службы живучести ВМФ, то вопросы проверки были специфическими и практическими. И они не принесли благоприятных результатов: гидросистемы артиллерийских башен текли, как решето (проверяющие назвали это «rain forest» – практически дождь стеной), насосы работали с перебоями, клапаны в противопожарной системе были неисправны, имелись многочисленные дефекты в электропроводке и т.п. В орудийных установках сохранилось много густой антикоррозийной смазки, которую по инструкции надлежало полностью удалить при расконсервации корабля.

Беспилотный летательный аппарат "Пионер" в ангаре
Беспилотный летательный аппарат "Пионер" в ангаре

Адмирал Балкли настаивал на немедленном выводе «Айовы» из эксплуатации. Конечно, нужно отметить, что имелось не только плохое техническое состояние корабля, но и отвратительное исполнение своих обязанностей экипажем. Причем результатом проверки стало лишь изменение плана боевой подготовки ЛК. Никто из должностных лиц наказания не понес. Это в дальнейшем привело к трагедии с большим количеством жертв. Большая часть службы линкоров протекала вдали от родных берегов. Они побывали практически во всех уголках мирового океана. Для примера, ЛК «Миссури» в сентябре-декабре 1986 года за три месяца обошел вокруг света, попутно посетив Австралию, Португалию, Испанию, Италию и Турцию. Выражение «Большая дубинка» геополитики подходило к модернизированным ЛК как нельзя кстати. Все корабли весьма интенсивно занимались боевой подготовкой; учебные стрельбы были частым явлением – достаточно сказать, что в 1984-1986 годах только «Айова» сделала более 1 000 выстрелов из 406-мм орудий ГК. А затем случилась трагедия.

19 апреля 1989 года ЛК «Айова» находился на учениях «Флитекс-3-89», в 260 милях от Пуэрто-Рико. В ходе учебных стрельб при стрельбе практическими 2 700-фунтовыми снарядами произошел пожар в башне ГК № 2, воспламенилось более тонны пороха, погиб весь личный состав башни, но взрыва погребов удалось избежать – корабль был спасен. Данный случай очень негативно сказался на имидже ракетных ЛК, появились версии, что он был связан со старостью техники, были закрыты перспективные разработки подкалиберных дальнобойных снарядов. Башню ГК № 2 решено было не восстанавливать, а через небольшой промежуток времени ЛК отправился в резерв.

Но на этом ракетные линкоры не сказали своего последнего слова. Их последний бой был впереди. И звездным часом для них стала военная операция против Ирака – «Буря в пустыне». Участие в войне приняли два ЛК – «Миссури» и «Висконсин». Операция началась 15 января 1991 года. За первые дни «Миссури» выпустил 28 ракет «Томагавк», а «Висконсин» – 24 ракеты. С 29 января заработал ГК кораблей, он вел огонь по технике, бункерам, скоплениям личного состава, артиллерийским батареям. Было выпущено 112 снарядов ГК. В корректировке широко использовались БПЛА «Пионер». Линкоры периодически подменяли друг друга, осуществляя обстрел побережья. 23 февраля иракцы с необнаруженной ракетной батареи выпустили две ПКР. Одну из них сбил зенитной ракетой британский ЭМ «Глостер», вторая из-за неполадок в системе наведения промахнулась. Первая ракета упала в море в 600 метрах от «Миссури». В один из дней произошел забавный эпизод, когда иракские военнослужащие попытались сдаться в плен беспилотнику, запущенному с «Висконсина».

Линкор ВВ-63 "Миссури" ведет ночной обстрел позиций иракских войск на севере Кувейта, февраль 1991 года
Линкор ВВ-63 "Миссури" ведет ночной обстрел позиций иракских войск на севере Кувейта, февраль 1991 года

25 февраля «Миссури» стал участником неприятного происшествия. Линкор был случайно обстрелян фрегатом эскорта «Джарретт» из шестиствольного «Вулкан-Фаланкс». При этом был ранен один матрос. Причиной послужила реакция на срабатывание систем постановки помех «фольгомет». После начала решительного наступления сил антииракской коалиции «Миссури» и »Висконсин» обеспечивали непосредственную поддержку войск. В частности, 26 февраля они били по танкам и укреплениям в районе Кувейтского международного аэропорта. 28 февраля «Висконсин» сделал последний залп в ходе операции «Буря в пустыне».

Все артиллерийские обстрелы линкоры вели с большой дистанции (18-23 мили), так как подойти ближе не позволяли мелководье и минная опасность. Тем не менее, результативность огня оказалась достаточно высокой. По данным ВМС США, при поражении точечных объектов в 28 % случаев наблюдались прямые попадания или, как минимум, тяжелые повреждения цели; число промахов не превышало 30 %. Всего в ходе операции «Буря в пустыне» ЛК «Миссури» выпустил 28 ракет «Томагавк» и 759 (по другим данным 783) 406-мм снарядов; «Висконсин» – 24 ракеты «Томагавк», 528 – 406-мм, 881 – 127-мм и 5 200 20-мм снарядов.

Пуск крылатой ракеты с линкора
Пуск крылатой ракеты с линкора

По завершении кампании в Персидском заливе ЛК вернулись в США: «Миссури» – 21 марта 1991 года, «Висконсин» неделю спустя.

Но служебный век морских гигантов уже подходил к концу. «Айова» встала на прикол в октябре 1990 года, за ней был выведен из боевого состава «Нью-Джерси». Через полгода после возвращения из Персидского залива был направлен на консервацию «Висконсин», а самым последним был выведен из боевого состава «Миссури» – в марте 1992 года. По результатам их службы можно сказать однозначно – ракетный линкор это реальность. Данные корабли продемонстрировали удивительное служебное долголетие, высокую боевую эффективность, удивительный сплав старых и новых технологий. Возвращение на службу в начале 80-х остается единственным случаем такого рода. Можно долго рассуждать, о том, что судьба кораблей могла сложиться иначе. Если бы выбрали для перестройки другой проект, то внесли бы более серьезные коррективы. Но судьба этих кораблей – сама часть истории.

Используемая литература: С.А. Балакин Суперлинкоры Америки. Москва «Яуза. Эксмо» — 2009г.; Ю.А. Апальков Линейные корабли США типа «Айова». Москва – 1995г.