Всем привет!🖐
Я хочу продолжить разговор про нашего любимого Ивана Константиновича Айвазовского. После прошлой статьи я получила множество вопросов и сейчас я по порядку на них отвечу.
1. Почему Гайвазовский, а не Айвазовский?
В изданной в 1901 году книге воспоминаний Николая Кузьмина о его друге Иване Айвазовском фигурируют сведения о турецких корнях, записанные со слов самого художника. В той истории говорится, что дед великого мариниста был турком, он погиб в жестоком бою с солдатами русской армии при взятии крепости Бендеры.
«В числе жертв их находился и секретарь бендерского паши. Пораженный смертельно одним русским гренадером, он истекал кровью, сжимая в руках младенца, которому готовилась такая же участь. Уже русский штык был занесен над малолетним турком, когда один армянин удержал карающую руку возгласом: «Остановись! Это сын мой! Он христианин!» Благородная ложь послужила во спасение, и ребенок был пощажен. Ребенок этот был отец мой. Добрый армянин не покончил этим своего благодеяния, он сделался вторым отцом мусульманского сироты, окрестив его под именем Константина, и дал ему фамилию Гайвазовский, от слова Гайзов, что на турецком языке означает секретарь».
Дальше со своим армянским благодетелем мальчик переехал подо Львов, получил хорошее образование и занялся торговым делом.
Документальных подтверждений этим данным нет.
Художник в своей автобиографии вспоминал об отце, что тот из‑за ссоры со своими братьями ещё в юности переселился из Галиции в Дунайские княжества (Молдавию, Валахию), где занялся торговлей, а оттуда в перебрался Крым. Известно, что после переселения в Феодосию отец художника стал писать фамилию на польский манер: «Гайвазовский» (полонизированная форма армянской фамилии Айвазян). Обосновавшись в Феодосии, Константин Григорьевич Гайвазовский (1771–1841 гг.) женился на местной армянке Репсиме (Аграфене) (1784–1860 гг.), и от этого брака родились три дочери и два сына.
17 июля (29 июля по новому стилю) 1817 года священник Мкртич армянской церкви Феодосии сделал запись о том, что родился «Ованес, сын Геворга Айвазяна» — будущий художник с мировым именем Иван Константинович Айвазовский, который свои письма на армянском языке всегда подписывал «Ованес Айвазян».
2. А чем занимались родители художника?
Константин Гайвазовский приехал в Феодосию один и с малыми средствами. Уехав от родственников, которые остались жить неподалёку от Львова, он искал лучшей жизни. В те годы Феодосия была маленьким городком. Чтобы поднять благосостояние городка, русское правительство даровало Феодосии права порто-франко.
Порто-франко — порт, пользующийся правом беспошлинного ввоза-вывоза товаров.
В Феодосию приглашались купцы, мещане, ремесленники. Всем им предоставлялось право бесплатно выбирать земельные участки для постройки домов, лавок, магазинов, амбаров, мастерских. За короткое время жизнь здесь забила ключом. Если сразу после войны с Турцией в городе осталось всего триста пятнадцать жителей, то ко времени переселения Константина Гайвазовского в Феодосию там насчитывалось уже около шести тысяч человек. В Феодосийский порт, отличавшийся большими удобствами для причала и стоянки судов, заходили иностранные торговые корабли и шхуны. Торговля пошла полным ходом. Город рос и богател. Со всего юга России в Феодосию стекалось зерно и другие продукты сельского хозяйства. Все это вывозилось в заморские страны. Купцы и даже мелкие торговцы обзаводились собственными домами. Константин Гайвазовский успешно занялся торговлей и вскоре стал владельцем небольшого, но уютного домика на окраине города. Но вот наступил 1812 год. Французский император Наполеон I, покоривший к тому времени большую часть Европы, вторгся в Россию. В эти годы жизнь в Феодосии переменилась к худшему. Военные расходы заставили правительство лишить город прав порто-франко и других преимуществ. Торговля стала быстро замирать. Вскоре на Феодосию обрушилась другая беда — эпидемия чумы, продолжавшаяся почти полтора года.
Война и чума окончательно разорили мелких и средних торговцев. Уцелели только крупные богачи. В числе разорившихся был Константин Гайвазовский. С каждым днем ему становилось все труднее содержать семью, которая увеличивалась с каждым годом. Отец семейства постоянно искал работу, и только благодаря тому, что прекрасно владел шестью языками (армянским, русским, польским, венгерским, турецким и греческим), разорившийся купец 3‑й гильдии Гайвазовский мог составлять судебные документы и жалобы и одновременно исполнять должность старосты на феодосийском базаре.
Феодосийцы знали его как человека удивительной честности и доверяли вести различные тяжбы.
Несмотря на купеческую деятельность, Гайвазовский тянулся к просвещению и искусствам, любил писать стихи и прозу на армянском языке, которые его жена проникновенно читала на семейных торжествах.
Репсиме, мать художника, была искусной вышивальщицей, чем и зарабатывала на жизнь. У большинства местных щеголих в гардеробе непременно были её рукодельные вещи.
3. Кто первый заметил талант мальчика?
Родители довольно рано заметили, что у мальчика есть тяга к рисованию. Однажды Ованес куском самоварного угля на белой стене дома нарисовал корабль. Отец, застав сына за этим занятием, не наказал его, а дал листок пожелтевшей плотной бумаги и карандаш.
На всех подвернувшихся под руку листах бумаги (и даже на страницах книг, за что бывал бит) Ованес изображал и копировал виденное, а когда не хватало бумаги, самым подходящим местом для рисования снова оказывались побеленные стены родительского дома.
4. А кто стал первым меценатом и покровителем Айвазовского?
Градоправитель Феодосии Александр Иванович Казначеев узнал о талантливом мальчике от архитектора Коха, который не раз спасал Ованеса от наказания за «испорченные» углем стены домов и каменных заборов. Александр Иванович приехал в армянскую слободку посмотреть, правду ли говорят о чудо-ребенке. Казначеев не остался равнодушным к творчеству юного художника: первым делом он подарил Ованесу пачку настоящей рисовальной бумаги и ящик с первыми в его жизни акварельными красками, а затем предложил брать уроки рисования вместе со своими детьми у архитектора Коха. Так мальчику впервые в его жизни улыбнулась удача.
5. Так почему Вы пишете то Ованес, то Иван?
Дело в том, что когда Ованес в 1830 году закончил армянскую приходскую школу, то его покровитель Казначеев был назначен губернатором Тавриды и, уезжая в Симферополь, взял мальчика с собой, добившись принятия его в Симферопольскую гимназию. С этого момента мальчика стали называть на русский манер Иваном, поскольку жил он в семье Казначеева и учился с русскими детьми. В это время Айвазовский постоянно учился, рисовал, копировал живопись графику. Домой Иван писал подробные письма о своей жизни, родители радовались и гордились им.
6. Кто отправил его в Академию ?
В Симферополе Казначеев показывал рисунки Ивана представителям высших городских кругов, многие дворяне пришли в восторг от его творчества. Поэтому Гайвазовский получил право пользоваться великолепной библиотекой в доме Н. Ф. Нарышкиной и делать копии с понравившихся иллюстраций. Сама Наталья Федоровна была настолько уверена в исключительном таланте Ивана, что, обладая большими связями, начала ходатайствовать о приеме Ивана в Петербургскую Академию художеств. Через своего знакомого архитектора Сальваторе Тончи она хлопотала об определении Гайвазовского в Императорскую Академию художеств на казенный счет.
Нарышкина писала: «Примите его под свое покровительство… Он похож на Рафаэля и с его же прекрасным выражением в лице. Как знать, может быть, он сделает честь России…».
Нарышкиной удалось добиться того, что мальчика приняли в Академию пенсионером и положили на его содержание 600 рублей из казны государства.
7. Кем восхищался Айвазовский, с кого брал пример?
Иван внимательно изучал технику живописи таких современников, как Ф. Алексеев, К. Брюллов и С. Щедрин. Айвазовского восхищали светлой, лирической стороной пейзажи Щедрина, сумевшего показать живое трепетание воздуха, текучесть воды, очаровательную свежесть итальянской природы.
В 1835 году юноша увидел полотно Карла Брюллова «Последний день Помпеи». Его потрясла и восхитила картина. Картина была с острым драматическим сюжетом. Яркие образы, фатальность судьбы — всё это удивляло и вдохновляло Айвазовского на создание своих новых картин.
Алексеев Федор Алексеев мастер городского пейзажа. Его великолепные пейзажи вдохновляли Айвазовского, ведь до Алексеева никто так не писал строгий Санкт-Петербург и боярскую красоту Москвы, поэзию повседневной городской жизни.
8. Кто был любимым поэтом Айвазовского?
Любимый поэт Айвазовского — Александр Сергеевич Пушкин. Айвазовский часто вспоминал, что встреча с поэтом была одним из самых ярких впечатлений в его жизни. Пушкин с супругой посетил выставку, на которой выставлялись картины художника и попросил представить ему юное дарование. Поэт с одобрением отозвался о картинах «Облака с ораниенбаумского берега моря» и «Группа чухонцев на берегу Финского залива», а Наталья Николаевна даже отметила, что Иван похож на ее мужа в молодости. Впоследствии Айвазовский любил подписывать фотокарточки с изображением своих картин пушкинскими строками:
«Прощай, свободная стихия!
В последний раз передо мной
Ты катишь волны голубые
И блещешь гордой красотой!..»
А. С. Пушкин
9. Как закончил Академию Айвазовский?
В 1837 году на осенней академической выставке Айвазовский выставил семь морских пейзажей — своеобразный отчет о летних каникулах — среди которых были «Кораблекрушение» и «Мрачная ночь с кораблем в огне на море». Критики высоко оценили работы молодого художника. Карл Павлович Брюллов высказался за сокращение срока обучения Айвазовского в академии на два года и предоставление ему возможности самостоятельно работать. Все его последние картины получили высокую оценку публики и Совета Академии художеств, а за две из них — «Штиль на Финском заливе» и «Большой рейд в Кронштадте» — молодой художник был удостоен золотой медали и звания «художник».
Совет постановил: «Как I-ой ст. академист, Гайвазовский удостоен к получению за превосходные успехи в живописи морских видов золотой медали первой степени, с которою сопряжено право путешествия в чужие края для усовершенствования».
Фактически это означало завершение учебы в Академии. Курс, рассчитанный на шесть лет, Иван преодолел за четыре года.
В начале 1838 года была написана великолепная картина «На берегу Финского залива», привлекшая внимание критиков и мастеров живописи. А в феврале император Николай I приобрел шесть картин художника для Академии художеств за 3000 рублей.
10. Так когда же Гайвазовский стал Айвазовским?
20 июля 1840 г. художник вместе со своим другом по академии В. И. Штернбергом, который годом позже также получил золотую медаль, отправился в дальнюю дорогу в Италию. Гайвазовский, едва прибыв в Венецию, поспешил на остров Св. Лазаря, чтобы встретиться с братом Габриэлом. Его брат приобрел к тому времени видное положение в конгрегации мхитаристов (армянский католический монастырь). Габриэл рассказал, что разыскал фамильные корни и их настоящая фамилия Айвазян. Именно в «маленькой Армении» братья договорились слегка изменить фамилию, чтобы она была ближе к армянской. Но именоваться Айвазяном Иван не захотел. Куда лучше звучало Айвазовский. С 1841 года Иван Константинович подписывал, а Габриэл издавал свои работы под фамилией Айвазовский.
P. S. Друзья, если вы хотите знать все подробности о создании каждой картины и жизни художника, то вам будет интересен альбом-книга, изданный Государственной Третьяковской Галереей в 2016 году «Айвазовский. Великий маринист. К 200‑летию со дня рождения»,
Издание приурочено к юбилейной выставке знаменитого художника. Книга включает фундаментальный каталог произведений Айвазовского, а также статьи, раскрывающие основные аспекты его творчества. 👇👇