Давайте продолжим разбираться с психологией цвета. Сегодня поговорим об основных принципах сочетания оттенков. Разберем, с чем это связано, какой психологический посыл мы закладываем при этом, или какое психологическое влияние ощущаем.
*Сразу хочу отметить, что психологический посыл цвета никуда не девается, просто при сочетании с другими оттенками, меняется характер, интенсивность, качество.
1. Самый простой принцип изменения психологического посыла оттенка в зависимости от 3 пар характеристик цвета (светлота-темнота, мягкость-яркость, тепло-холод).
Чем светлее оттенок, тем легче, чище, воздушнее, несерьезнее он воспринимается. Мы условно движемся к белому цвету (чистоты, начинаний, легкости).
Чем темнее оттенок, тем больше в нем Драмы (надрыва, чувственности, таинственности, загадки). Мы по аналогии движемся к черному цвету (закрытость, сдержанность, статус).
Чем ярче, чище оттенок, тем энергичнее и активнее мы его воспринимаем. Поэтому в спортивной одежде часто используют яркие, даже неоновые оттенки.
И напротив, чем больше серого в цвете, тем мягче, спокойнее от него ощущения. При этом, чем ближе к серому, тем туманнее и загадочнее впечатление.
Отсюда еще идет психологическая связь выбора интенсивности оттенков. Чем ярче нравятся цвета в гардеробе, тем активнее человек. И наоборот, часто слышу, что яркий цвет нравится, но носить тяжеловато.
С увеличением теплоты (желтой, красной, коричневой примеси) в цвете, он становится более земным, понятным. Оттенки становятся похожими на окружающую нас природную цветовую гамму (земли, фруктов, овощей, деревьев и т. д.).
Холодная же добавка уводит оттенки в какие-то высокие, возвышенные материи, апеллирующие к разуму, фантазии. Или чему-то непостижимому и таинственному.
2. Сочетания оттенков с различным контрастом. Есть разные контрасты: цветовой и тональный. Подробнее останавливаться не будем, уже разбирали здесь. И тот, и другой играют роль катализатора. Чем сильнее цветовой контраст, тем динамичнее, энергичнее, интереснее сочетание. Оттенки усиливают друг друга, энергетика сильная, соответственно и внимание повышенное. Тоновой контраст тоже притягивает внимание. Чем выше, тем драматичнее, строже психологический посыл. Чем контраст ниже — тем мягче, спокойнее сочетание.
Этим прием можно пользоваться для составления комплектов на работу, ответственные и солидные мероприятия.
Этот же прием хорошо использовать с базовыми оттенками. Разбег по светлоте-темноте в деталях «собирает» образ из мягкого и повседневного в более строгий и официальный.
В живописи, например, не рекомендуется использование одновременно цветового и тонового контраста. В одежде подобный прием обеспечивает очень броский, привлекающий внимание образ.
3. Пропорция оттенков в образе. Чем больше одного цвета в комплекте, тем большую психологическую роль он играет. Сочетание синего платья с желтой обувью или сумкой дают совершенно иной посыл, нежели желтого платья с синими акцентами. В любом случае, основной цвет или основная комбинация несут главный психологический посыл, детали оказывают дополнительное влияние (усиливают, смягчают, дополняют). Это стоит учитывать при составлении комплектов, чтобы не переборщить с накалом.
4. Сложность оттенков и сочетаний. Чем больше оттенков в образе, тем сложнее и многограннее психологический посыл. Не забывайте, что чем больше вы берете оттенков, тем сложнее составить гармоничное сочетание. И одеваться исключительно в базу не панацея, там действуют те же правила гармоничного сочетания оттенков. Если мы берем не ближайшие, а соседние оттенки в цветовом круге, то сочетания кажутся более творческими. Не такими экспрессивными, как комплиментарные цветовые контрасты. Если комплиментарный комплект «кричит» заявляя о себе, то близкие цветовые комплекты сразу не бросаются в глаза, но никогда не останутся незамеченными.
5. Цветом можно сделать акцент на определенную стилистику. К примеру, классический офисный комплект обретает более строгий посыл в темных тонах, расслабленный и повседневный в мягких, базовых; праздничным — в светлых и белых; творческим — в ярких, сложных оттенках, сочетаниях; близких по тону, цвету мягких или светлых тонах — романтичный.
Разбавив розовый классический костюм базовым цветом блузки или обувью — получаем повседневный, уютный, романтичный налет на классику. Сменив на темную обувь — добавили строгости и официальности; на белую — ушли в полную романтичность и девичество, летний образ.
Работает этот принцип и наоборот. Что-то необычное, яркое можно облагородить базовыми, мягкими оттенками, адаптировать к жизни. Также как и драматичное и броское - успокоить, снизить накал базовыми, мягкими оттенками.
А так как зеленый цвет в прошлой статье остался неосвещенным, посмотрим как меняются наши ощущения при его изменении.
Зеленый — составной оттенок (желтый+синий). Поэтому в зависимости от преобладания желтой или синей примеси — превращается в теплый и холодный зеленый. Теплый желтый ассоциируется с самой жизнью, богатством и изобилием, природой. Он понятный и такой земной. Холодный зеленый имеет другие ассоциации — море, морские глубины, диковинный подводный мир, высокое весеннее небо. Что-то необычное. Ведь такого оттенка гораздо меньше вокруг нас.
При нагнетании глубины цвета (добавка черного), зеленый теплый уходит в таинственный лесной зеленый. А холодный превращается в изумрудные оттенки мистического подводного мира или сказочного леса.
При смещении в серый оба оттенка смягчаются. Теплый зеленый ассоциируется с Африканской Саванной, пейзажами Тосканы, теплыми августовскими днями. Мягкий и прохладный зеленый - с предметами старины, луговыми травами, оливковыми рощами и аллеями кипарисов.
При сильной добавки белого, оттенки становятся легкими, радостными, активными. Чуть прохладные светлые зеленые напоминают о морском летнем отдыхе, прозрачной бирюзовой воде, сладостях, легкости. Чуть теплые светлые оттенки зеленого напоминают первые весенние ростки, юность, беззаботность и доверчивость.
Ставьте лайк, если тема интересна, копнем детальнее. Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые полезные публикации.
#психология цвета #цвет значение #цвет психология #одежда #сочетание цветов