Осенью, после того как выполнены последние в сезоне работы мотоблоком, наступает время постановки его на зимнее хранение. Для того чтобы узлы и компоненты устройства не потеряли работоспособность и не изменили своих свойств под воздействием атмосферы необходимо провести некоторые технические работы.
Основное воздействие в зимний период оказывает влажный воздух в сочетании с отрицательными температурами. В первую очередь металлические детали подвергаются воздействию коррозии, резиновые и пластиковые изделия становятся хрупкими и могут растрескаться. Фильтрующие элементы теряют свои свойства.
Если мотоблок в зимний период эксплуатироваться не будет, необходимо подготовить его к зимней стоянке, выполнив ряд операций.
Основные элементы подготовки
1. Очистка и мойка мотоблока и навесного и прицепного оборудования.
2. Смазывание подвергающихся коррозии элементов
3. Доведение до нормы давления в шинах
4. Обслуживание двигателя
Начинаем, естественно, с мытья мотоблока и агрегатируемых к нему устройств.
Все поверхности должны быть очищены от грязи, земли, травы и пыли. В сырую погоду остатки грязи приводят к коррозии и гниению металлических деталей.
После того, как мотоблок помыт, его необходимо высушить, нельзя допускать остатков воды на корпусе и узлах. Идеальным сочетанием для сушки будет ясная и ветреная погода.
Сразу нужно обратить внимание на то, что при мойке вода попадает в ребра крышки кикстартера, внутри которой установлен механизм с тряпочным тросиком. Если его не сушить, через некоторое время тросик придет в негодность, сгниет и оборвется. Поэтому после мойки снимаем крышку стартера, растягиваем тросик на всю длину, фиксируя его чем либо, и сушим.
После просыхания тросика и внутренней части крышки крепим стартер обратно на корпус двигателя.
Смазка для защиты от коррозии и ржавчины
Часто замечал, что на мотоблоках, хозяева которых ленятся смазать ту или иную деталь, впоследствии возникают проблемы с тросами, переключателями и установкой навесного оборудования. Иногда ржавчина так покрывает поверхности, что, например, удлинитель сложно одеть или снять с вала моста, трудно поставить стопорной палец, заедают тросики.
Чтобы этих проблем избежать, нужно смазывать металлические поверхности.
Для смазки применяю силиконовый аэрозоль и автомобильную (ну или мотоблочную) отработку.
Смазываем органы управления и открытые участки тросов силиконовой смазкой. Сюда входят: внутренний механизм ручки сцепления, рычаг регулировки оборотов двигателя (газ), механизм переключения передач, концы тросиков с обоих сторон. Идеальным будет так же смазка силиконом резьбовых соединений мотоблока, это предотвратит коррозию болтов и гаек и закисание резьбы, а значит, облегчит жизнь при ремонтах и протяжке.
Для смазки навесного оборудования и узлов ходовой части используем отработку (можно и силикон, если не жалко, мне жалко).
Смазываем внутренние и наружные поверхности удлинителей колес, внутренние поверхности фланцев колес, резьбовые соединения колесных дисков, стопорные пальцы, вал редуктора моста вместе с отверстием под палец.
Давление воздуха в шинах мотоблока зимой
Некоторые рекомендуют снимать на зимний период транспортные колеса и ставить мотоблок на металлические грунтозацепы или на кирпичи, чтобы избежать деформации резины. Но мотоблоки весом до 150 - 170 кг вполне нормально стоят на резине без ее деформации. Необходимо только поднять давление в камерах до 2 Бар.
Давление в 2 атмосферы считается номинальным для зимнего хранения мотоблока, при таком давлении обеспечивается неслеживаемость резины, вес не деформирует покрышку, резина не трескается.
Поэтому перед постановкой на зиму доводим давление в колесах до двух бар.
Не забываем смотреть за направлением ниппелей камер в отверстии диска колеса. Ниппель должен находиться перпендикулярно борта, иное его положение говорит о том что камера пробуксовывала по диску.
Если ниппель повернут на бок, нужно стравить давление в камере и попытаться провернуть покрышку вместе с камерой относительно диска так, чтобы выровнять ниппель. Если это сделать не удается, снимаем колесо и давим по ободу на покрышку, чтобы отслоить ее от диска с обоих сторон. Далее ставим колесо назад и пробуем провернуть.
После выравнивания ниппеля доводим давление до необходимого.
Обслуживание двигателя
В основном заключается в снятии воздушного фильтрующего элемента и доливке топлива в бак.
Некоторые рекомендуют снимать на зиму ремни с мотоблока, но если при отпущенном сцеплении, когда ролик натяжитель не касается ремней, они висят свободно без натяга, нет смысла их снимать. Достаточно удалить с них пыль и грязь. Если ремни зимой не эксплуатируются, они нормально переживут морозы и влагу.
Снимаем фильтрующий элемент, открутив винт крышки и винт самого элемента (или защелки, зависит от модели). Фильтрующий элемент за зиму натянет в себя влагу из окружающей среды. Это существенно снизит его пропускную и фильтрующую способность, поэтому снимаем фильтр и храним его в сухом месте, либо плотно заворачиваем в целлофан.
Отверстие под фильтрующий элемент плотно затыкаем чистой тряпкой, чтобы внутрь карбюратора не попадал влажный воздух. Собираем колпак фильтра назад.
На мотоблоках с металлическими бензобаками на период длительного простоя нужно заправлять бак топливом полностью. Внутренние стенки бака могут ржаветь из-за некачественного бензина и попадания влаги, полный бак обеспечит омывание стенок бензином, что предотвратит коррозию. Появление ржавчины в баке приводит впоследствии к засорению топливной системы.
После проведения такого нехитрого обслуживания мотоблок готов к зимнему хранению. Смазанным частям не страшна ржавчина, накачанным колесам – трещины и деформация, двигателю – влага и мороз.
Навесное и прицепное оборудование
Смазываем отработкой (любым машинным маслом или силиконом) рабочие и сцепные поверхности всех орудий, трущиеся детали, регулировочные тяги, отверстия под стопорные пальцы и винты.
Не допускаем образования ржавчины на рабочих отшлифованных поверхностях, так как это приведет к последующему налипанию на них грунтов. Обязательно смазываем внутренние поверхности фланцев фрез – ржавчина на них будет мешать одевать фрезы на мост.
Смазываем стрелки и лемеха лапок выпахивателя, окучника и плугов. Смазываем отверстия под крепление к сцепке стоек. Смазываем все резьбовые соединения и тяги сцепных устройств.
Если на навесном оборудовании установлены ремни, например роторная косилка, то ремни стоящие «внатяг» нужно снимать или ослаблять натяжение, это обеспечит их долговечность.
На прицепных устройствах проверяем и доводим до нормы давление в шинах. Норма для зимнего хранения – 1,8-2,0 Бар.