«Совсем пропащий», 1973 год.
На мой взгляд, очень слабая и странная экранизация «Приключений Гекльберри Финна». Уж не знаю почему, но его не часто показывали. К этому фильму у меня с детства крайне сложное отношение, смотрел его тогда всего пару раз и не мог понять нравиться мне кино или нет. Все-таки скорее не нравиться. Снимал его, что удивительно сам Георгий Данелия, и по его утверждению американские критики признали фильм … лучшей экранизацией Марка Твена. Очень смелое высказывание. «Совсем пропащего» не очень получается сравнивать с двумя другими отечественными работами по Твену, он им явно проигрывает – «Принцу и нищему» определенно, ну а про «Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна» Станислава Говорухина и говорить нечего.
К исполнителю главной роли Роману Мадянову никаких претензий, вот он-то со своей работой справился на отлично, очень приличное воплощение Гека, хотя бесспорно Владислав Галкин был лучше. Владимир Басов в роли пропойцы папаши Финна тоже удивительно вписывается в оригинал. Зато со всем остальным ну прямо беда. Во-первых, куда черт побери, делся Том Сойер? Как можно было исключить столь былинного персонажа? Из начала Тома просто выкинули, в связи с чем не понятно откуда же взялась сама история о Геке, раз нет никакой предыстории, с чего вдруг его усыновила вдова Дуглас? А с финалом так вообще просто – «отрубили топором» самую мякотку романа, там, кстати, без Тома и не обойтись. Отсюда «оригинальное» решение – фильм заканчивается на случайном эпизоде.
Авторский финал убит напрочь. Негр Джим освобождается именно так, как и говорил Том «раз-два кружева, три-четыре прицепили» - вся заключительная эпопея с освобождением остается за бортом, ах, да, у нас же нет Тома Сойера, чтобы снимать эту часть. И странное смещение акцента на Короля с Герцогом, несмотря на мастерство Евгения Леонова и Кикабидзе, этими персонажами не стоило занимать всю вторую часть фильма. И совершенно бессмысленный конец – Гек принимает этих оболтусов обратно. Зачем, чтобы они опять Джима продали?
«Магия черная и белая», 1984.
Немного о литературной составляющей – сначала Валерий Приемыхов пишет сценарий о приключениях двух школьников Витьки Винта и Севки Кухни, по которому и снимается фильм «Магия черная и белая», вышедший в 1984 году. Позднее Приемыхов оформляет этот сценарий уже в виде повести, как вторую часть приключений Севы Кухтина и Вити Елхова, первой же стала повесть «Князь Удача Андреевич», также экранизированная в 1989 году. Ну и наконец последняя заключительная повесть «Двое с лицами малолетних преступников», увы, осталась вообще без переноса на экран.
О кино «Князь Удача Андреевич» я писал отдельную статью - https://zen.yandex.ru/media/id/5ece4e6f4ee7871db02386df/kniaz-udacha-andreevich--sovetskii-film-1989-g-5ef793be32233a0f08435955Совершенно непостижимым образом это замечательный фильм прошел мимо большей части аудитории. Многие о нем так и вообще не знают, лично я случайно нашел его в начале 00-ых в сборнике DVD.
Зато его невыносимо скучного собрата, «Магию черную и белую» на ТВ любили, и, кстати, даже отметили двумя номинациями - лучшим фильмом для детей на Неделе детского кино в Алма-Ате в 1984, и лучшим фильмом года на Неделе фильмов для детей и юношества в Тбилиси 1985 году. Довольно спорное и по-видимому ангажированное решение, так как в 1983-84 выходили гораздо более серьезные детские проекты, например, «Сказка странствий».
Фильм просто ни о чем, центральная пара героев (в отличии от более позднего второго фильма) забывается сразу после просмотра. Собственно, тут только два известных актера – Александр Леньков в роли учителя Мити, и если смотреть внимательно, можно обнаружить Виктора Сухорукова в роли отца одного из главных героев.