Сегодня, я продолжаю свой рассказ о талантливом пейзажисте Сильвестре Щедрине, который двенадцать лет прожил в Италии.
Он очень любил работать на пленэре, в окрестностях Неаполитанского залива, в Сорренто, на острове Капри. Художник создает много живописных работ, где изображает красоты итальянской природы. Давайте же рассмотрим их! Уехав от неаполитанской революции в Рим, Щедрин открывает для себя живописный городок Тиволи, с его известными водопадами на реке Тевероне. На картине «Водопады в Тиволи» мы можем увидеть и самого Сильвестра в левом нижнем углу с папкой для набросков.
Начиная с 1825 года, Щедрин, много путешествуя, пишет многочисленные «гроты». Художнику хотелось решать все более и более сложные композиционные задачи. Изображая «гроты», Сильвестр добивался контраста света и тени, сочетал различные техники исполнения – например, технику мазка - мелкий на переднем плане и широкий на заднем. Одна из лучших работ этого плана – «Грот Матримонио на острове Капри» 1827г. - написана по впечатлениям поездки на остров Капри, который художнику очень понравился. Прекрасное синее небо на этой картине контрастирует с темной пещерой, которая построена на контрасте охристых и коричневых тонов.
«Я отправился на Капри, - писал Щедрин своему другу в августе 1827 года, - где намерен был пробыть дней пятнадцать, но вместо того прожил там около двух месяцев».
Еще Сильвестр очень любил писать террасы и веранды, всегда наполненные солнечным светом и спускающимися виноградными листьями. На «террасах» художника всегда просматривается бесконечное море, светлое синее небо, зелень деревьев и местные жители, занятые своими делами.
Щедрин написал несколько типичных жанровых бытовых картин. Знакомые итальянцы с удовольствием позировали художнику. Они называли его «Дон Сильвестро» за его легкий характер, почти итальянскую живость, и интерес, который художник проявлял к простой жизни местных жителей.
«Я начал писать для забавы, - писал он из Рима родным в марте 1823 года, - чтобы иметь разные костюмы местных мужиков, и ставил их, как вздумается прихоти натурщиков и как на картине позволяет место».
Эти эксперименты помогли художнику в дальнейшем эмоционально писать свои жанровые картины и стали очень важными колористическими работами. Посмотрим на замечательные работы «Жанровая сцена. Пилигримы», 1824г. и «Неаполитанская серия», 1827г. Последняя картина написана очень мастерски и напоминает нам об итальянских картинах Ореста Кипренского и Карла Брюллова.
Сильвестр Щедрин написал множество прекрасных морских пейзажей, но у него есть и «архитектурные» работы. Почти все они связаны с Римом, где он прожил в общей сложности пять лет. Приехав в Рим, молодой художник, тогда еще строгий академист, принялся со страстью изображать античные развалины. «Колизей»1819 г. – одна из работ этого ряда. Все тут полностью соответствует системе классицизма – теплый колорит, затемнение переднего плана, замыкание заднего плана зданиями, тщательное прописывание деталей.
Постепенно Щедрин все активнее избавлялся от предписанной академизмом теплой гаммы, «охлаждая ее», опускал линию горизонта, все больше места на полотне отдавал небу, искусно выписывая воздушную перспективу, передавал изменения цвета воды от берега к горизонту тончайшими тональными переходами. Так, в прекрасных пейзажах художника появляется романтизм, с его эмоциями, живостью и красотой души.
Подпишитесь на канал и поставьте лайк! Всем добра и искусства!