Найти в Дзене
Джесси Джеймс

3 случая, когда кинокарьера Джона Уэйна могла прерваться, так толком и не начавшись

Марион Моррисон, в 1930-м году, получивший экранное имя Джон Уэйн, был везучим парнем. Попав в Голливуд разнорабочим и статистом, он вырос в звезду экрана первой величины. По дороге ему пришлось продираться через тернии. Другой бы в них и сгинул, но Джона Уэйна будто берег ангел-хранитель.

1.

В сентябре 1926 года Мариону “Дюку” Моррисону, работавшему разнорабочим на студии Уильяма Фокса, поручили помогать съемочной группе американо-ирландской драмы “Матушка Макри”. Работа Дюка заключалась в том, чтобы пасти гусей, которых использовали для создания деревенской атмосферы. Когда они не ковыляли по киноулице, гуси должны были сидеть в проволочном вольере, чтобы их можно было быстро найти, когда необходимо.

Постер фильма "Матушка Макри" (1927)
Постер фильма "Матушка Макри" (1927)

Мариону велели по сигналу режиссёра выпускать из клеток гусей и гнать их на камеру. Открыть клетки было просто, но вот убедить птиц двигаться в нужном направлении Дюку никак не удавалось. Время шло. Кадр не получался. Тогда Моррисон услышал громкий саркастический голос, кричащий: «Эй, гусепас!» Это был режиссер.

- Ты один из мальчиков-спортсменов Говарда Джонса?
- Да.
- И ты считаешь себя футболистом?
- Я не… в смысле… ну. . .
- Ты защитник, а? Посмотрим, как ты примешь стойку.

Моррисон встал в трехопорную стойку, после чего режиссер быстро подсёк ногой руку парня. Дюк рухнул лицом вниз.

- И ты называешь себя защитником. Бьюсь об заклад, ты даже не сможешь меня повалить.

- Хочу попробовать.

Режиссер отошел на двадцать ярдов и побежал на Дюка. Вместо того, что бы пытаться схватить его, Моррисон выставил ногу и толкнул режиссера, сбивая с ног.

“Он сидел очухиваясь, - вспоминал позднее Уэйн, - и в ту минуту решалось, есть ли у меня будущее в кинобизнесе. Но он отнесся к инциденту с юмором и рассмеялся как черт – а следом
засмеялась съемочная группа. Когда он смеялся, смеялись и они - они ориентировались на него. Этот случай положил начало нашему сотрудничеству.”

Марион Моррисон 1926 г
Марион Моррисон 1926 г

Режиссера звали Джон Форд. Ему было тридцать два года, и в Портленде, штат Мэн, он был известен как звезда школьного футбола по прозвищу «Бык».

2.

Летом 1927 года Марион Моррисон работал в киногруппе, снимавшей “Четыре сына”, военную эпопею о четырех братьях из Баварии в стиле “Восхода” Мурнау. По указанию режиссера Джона Форда Марион должен был ждать, пока откроется дверь, после чего бросать пригоршню кленовых листьев на вентилятор, чтобы их задуло через дверной проём. После каждого дубля Моррисон подметал листья и готовился снова скармливать их вентилятору.

Постер фильма "Четыре сына" (1928)
Постер фильма "Четыре сына" (1928)

После нескольких дублей он потерял концентрацию, и что-то попутал. Марион начал подметать листья, а когда поднял глаза, то увидел две камеры, смотрящие прямо на него. Камеры работали. «На меня таращились оператор, Джон Форд и жена человека, который тогда был главой студии. Черт, вот влип! Я просто бросил свою проклятую метлу и пошёл прочь», - вспоминал Джон Уэйн.


Форда позабавила реакция молодого человека, его мальчишество. Он дал знак, и студийные музыканты, наигрывая военный марш, окружили Мариона. Чеканя шаг, они отконвоировали молодого человека к наследному принцу Австрии эрцгерцогу Леопольду, который тогда жил в Голливуде и снимался в картине. Он исполнял роль армейского капитана, его китель был весь в наградах. Взяв одну из медалей, эрцгерцог наколол её Мариону на грудь. Затем музыканты сопроводили юношу к Форду. Моррисон наклонился и получил от режиссера пинок под зад.

На этом бы и конец, но всё же Мариону пришлось покинуть съемочную площадку этого фильма. Дело в том, что Маргарет Манн - актриса, игравшая мать в “Четверых сыновьях”, не могла удержаться от смеха каждый раз, когда видела парня с метлой. «Я никогда так чертовски не смущался за всю мою жизнь”, - позднее говорил Уэйн.

3.

Форд решил, что красивое лицо мальчика и нетерпеливое, грубое обаяние могут сделать Мариона экранным героем. Он отвел для него более значительное, чем обычно, место в своей картине “Дом палача”. Это мрачный, стильный фильм о сопротивлении ирландцев британским оккупантам, производство которого началось в январе 1928 года. Форд предусмотрел для Мариона роль зрителя скачек, который в конце концов бросается на забор и ломает его. Данный эпизод вошел в окончательную версию фильма и молодой Моррисон отлично виден на экране.

Кадр из фильма "Дом палача"с Марионом Моррисоном на переднем плане
Кадр из фильма "Дом палача"с Марионом Моррисоном на переднем плане

Марион был и в другой сцене, которая не вышла из монтажной. Он играл бедного ирландского парня, который стоит перед судьей, слушая приговор. Роль судьи исполнял великолепный актёр старой школы Хобарт Босворт. Он говорил: «Тебя повесят за шею, пока не будешь мертв, мертв, мертв». Моррисон подумал, что это довольно банально, даже для немого фильма. Поэтому во время одного из дублей он выпалил: «ААААМИНЬ!»

Постер фильма "Дом палача" (1928)
Постер фильма "Дом палача" (1928)

«Было много шума», - вспоминал Джон Уэйн. «Но вдруг повисла тишина. " Форд громко решительно заявил: «Уведите этого сукиного сына со скамьи подсудимых! Уберите его из сцены! Удалите с проклятой съемочной площадки! Я больше не хочу его видеть». Марион уже посчитал свою карьеру в кино законченной. Но подошел распорядитель по реквизиту Левти Хаф и сказал ему, чтобы он просто скрылся из виду, мол Форд хотел убрать его только на случай, если он рассердил набожного Босворта. Изгнание Моррисона длилось не более пары дней.

(с) Свен Железнов

Больше интересных статей вы можете прочитать в журнале Vintage Pictures https://boosty.to/vintage_pictures

Также читайте:

В каком фильме впервые снялся Джон Уэйн?

Ворота в Голливуд: Клинт Иствуд

Ворота в Голливуд: Том Микс

Ворота в Голливуд: Бак Джонс

Ворота в Голливуд: Ли Ван Клиф

Ворота в Голливуд: Уильям С. Харт