Да, да, эта история приключилась со мной после публикации объявления на "Авито", но она могла бы произойти и на любой другой платформе, где совершается онлайн торговля.
В один из дней разместил я объявление о продаже старого сотового телефона. Спустя месяц объявление ушло в архив. "Сдув пыль", вновь обновил и сообщил о продаже.
Практически сразу же перезванивает мужичок с номера +7 962 834 03 15 и интересуется состоянием телефона:
- Ребёнок пошёл в пятый класс, хочет "умный телефон". Они ж сейчас продвинутые - подавай телефоны подороже. Айфон, например, - вещает мне собеседник.
Расспросил о состоянии, попробовал поторговаться. Договорились, что он перезвонит чуть позже, а пока я скрою объявление о продаже, чтобы не перекупили другие, пока он доберётся до банкомата, чтобы перевести деньги. Почему перевести? Потому что он сейчас в отъезде, на вахте, и, вообще, будет дома месяцев через несколько, а ребятёнка хотелось бы порадовать уже сейчас.
"Чуть позже" оказалось, буквально, через три минуты. Тот же номер телефона, тот же мужичок:
- Здравствуйте, Михаил, - бодро начинает собеседник, - вы продаёте комплект учебников для шестого класса?
- Нет, - говорю, - я не продаю учебники, я не Михаил, и, вообще, вы ошиблись номером.
А про себя думаю: ну, мало ли, может, реально, человек закупается на "Авито"?
Ещё через пятнадцать минут приходит сообщение на "Авито" от некоего Максима: "Можете отправить Доставкой Авито"? Думаю: "Один раз я уже отправлял доставкой". Но пишу в ответ: "Могу. Куда отправлять"? В ответ - тишина. О том, что мужичок-из-телефона и этот самый Максим одно и то же лицо сомневаться не приходилось. На всякий случай посмотрел в профиль: свежая регистрация, но телефон подтверждён.
Через короткую паузу вновь звонок:
- Вы когда будете у банкомата? я вам переведу деньги, только курьер попросит вас показать чек - без чека они не забирают посылку.
- А зачем, - спрашиваю, - мне надо быть у банкомата, какой курьер и какой чек-то?
- Чек, что вы получили от меня деньги - отвечает как-бы-Максим. - Потому что курьеры не принимают посылку без чека, говорят, слишком много мошенничества развелось в последнее время.
- Фигня вопрос, - отвечаю я, - переводите свои деньги. Я из личного кабинета выцарапаю чек прихода, распечатаю его и покажу курьеру.
Вероятно к такому повороту событий Максима Жизнь не готовила, потому что с него тут же слетела вся уверенность, и в ответ он мне проблеял что-то мычащее, типа такого:
- Да что вы! Как же можно, чтобы вы сами чек напечатали? Никак не можно, чтобы вы сами чек печатали. Даже и никак вы его не напечатаете. Вам же это просто не удастся. Это ж такая защита у банков. Нет, никак не можно самому печатать чеки, а только через банкомат.
Очевидно, слово "банкомат" оказалось магическим, потому что собеседник встряхнулся и с жаром продолжал:
- Нет-нет, вы сейчас поезжайте к банкомату. А когда будете возле банкомата - наберите меня, я вам расскажу, как получить платёж.
- А чего, - говорю, - вам сразу бы не перевести мне на карту?
- Да я же вам говорю, - в нетерпении заявляет "Максим", - у меня карта "ХоумБанка", она не позволяет совершать переводы.
- Так, - вопрошаю, - а какой банкомат-то вам нужен? Какого банка?
Но тут Далёкого-Максима заклинило: вопроса он не слышит, а всё продолжает долдонить про банкомат, и о том, как я должен буду ему перезвонить. Только, говорит, я вам переведу на семьсот рублей больше!
Это, отвечаю, за каким дьяволом? Ну, как же, отвечает собеседник: вы получите полную сумму, а семьсот рублей отдадите курьеру за доставку.
Признаться, в этот момент память выудила нечто похожее, прочитанное в одном из пабликов. Что-то такое же тухлое и запутанное. Что-то было в интонации и манере беседы собеседника такое, что отдавало гнилью.
Вот эти пунктики-якори:
1. Собеседник не находится в одном с вами городе и не может прибыть лично на сделку;
2. Родственники и близкие тоже не приедут - он хочет сделать всем сюрприз;
3. Нет, он не может перевести деньги вам на карту - его банк это не позволяет;
4. Да, он сможет перевести деньги вам на карту сразу же, как только вы окажетесь возле банкомата (а вам-то, спрашивается, на кой чёрт надо переться к банкомату?);
5. Собеседник всячески высмеивает ваши опасения и неведение, заявляя, что-то навроде: "Да вы просто этого не знаете - я вас научу", "Говорю же - это нормально и безопасно", "Вы, наверное, никогда так не делали, потому и не знаете".
Собственно, по моей личной шкале интуитивного "дерьмометра" этот самый "Максим" тянул на максимальную планку. Но мне уже стало интересно: как далеко зайдёт разговор и чем всё закончится? На тот момент я был точно уверен, что результаты эксперимента напишу во всех соцсетях, во всех подробностях.
Возможно, вас заинтересует история о том, как я довёл мошенников до истерики, доказывая мне, что они - не мошенники:
Через час я приехал к банкомату одного из банков и перезвонил "Максиму". Оказалось, что Максим тоже вышел в магазин за сигаретами (а полтора часа назад уверял, что находится где-то в тайге на вахте. Правда, через час он уже "стоял под погрузкой, где и пробудет часа полтора". Видимо, погрузился), но через две минуты будет у банкомата. Но добавил, что-де его телефон совсем разрядился и он перезвонит мне. Вот тут не соврал, перезвонил с номера +7 961 224 69 18 и продолжил вещать:
- Давайте подходите к банкомату.
- Но тут очередь, ждите.
- Ах, да, очередь, - мне даже показалось, как он скрипнул зубами, а воображение нарисовало, как "Максим" выругался в сторону: "Грёбаная очередь! Ведь так всё хорошо складывается", - придётся подождать, - это он уже мне.
Пока я добирался до банкомата, как-бы-максим узнал у меня номер банковской карты, на которую он будет переводить деньги (какая неожиданность, а ведь полтора часа назад он не мог переводить деньги-то). А дальше уже посыпалась какая-то несусветная чушь:
- Нажмите туда-то. Теперь выберите такой-то пункт. Теперь нажмите "СМС-оповещение". Только именно "СМС-оповещение", а не какой-то любой другой пункт.
А я, знаете ли, терпеть не могу, когда кто-то пытается навязывать мне свою волю, да ещё и с моей банковской картой. Поэтому нажал "СМС и Push-уведомления". Разумеется, собеседнику я этого не назвал. А он продолжал вещать в трубку с таким напором и плохо скрываемой алчностью, что, казалось, его зубы сквозь трубку вгрызаются мне в уши:
- Теперь я вам продиктую номер счёта, с которого вы будете получать деньги. Вводите, но только внимательно и только те цифры, которые я вам продиктую, потому что если вы ошибётесь, то никаких денег вы не получите.
Вот только на экране не было никакого "Введите номер счёта". На экране красовалось: "Введите номер телефона, который вы хотите подключить к карте".
На экране не было никакого "Введите номер счёта".
На экране красовалось: "Введите номер телефона, который вы хотите подключить к карте".
А в это время Максим продолжал хрипеть в ухо: "Давайте, вводите: Девять, шесть, ноль..."
Дальше я не стал слушать - от души обматерил собеседника и нажал кнопку отбоя. Буквально через две минуты на телефон пришло СМС-оповещение с кодом активации регистрации доступа к карте. Того самого доступа, который я не собирался, да и не давал никому. Однако Максим не оставлял своих попыток добраться до моих денег. Значит, завершать эксперимент было рано - я позвонил на горячую линию банка, где меня соединили со специалистом кибер-безопасности.
- Да, всё верно, - подтвердила дама-из-банка, - пока мы с Вами беседуем, поступило ещё две попытки получить доступ к личному кабинету и дважды запрошен код активации. Безусловно, это мошенники и Вы сделали правильно, что позвонили в банк. Банковскую карту, доступ в личный кабинет и цифровой код мы заблокируем сейчас же. Новую карту получите через четыре рабочих дня в таком-то отделении. Потом назначите новый код и доступ к личному кабинету. Спасибо за звонок.
Итак, подведём итоги эксперимента:
- Телефон никто не купил, но и деньги у меня не украли;
- Банковскую карту мне заблокировали, но зато получу новую и - деньги у меня не украли;
- Будьте кратно внимательны с собеседниками - вы же не знаете, кто на самом деле общается с вами с той стороны телефона;
- Если вас просят добраться до банкомата, чтобы перевести вам деньги за купленную у вас вещь - мошенники;
- Если спрашивают все данные банковской карты вместе с трёхзначным номером - тем более мошенники;
- Если так хотят перевести деньги на карту - пусть переводят по номеру телефона;
- верьте своей интуиции и не стесняйтесь звонить в бакн по горячей линии;
- И помните - ради этого эксперимента Fon-Kraft уже пожертвовал своей банковской картой. Не повторяйте его жертв - они неуместные. Просто нажмите "Отбой" собеседнику.
А вот ещё рассказ о том, как мошенники пытались оформить на меня кредит через приложение, которого у меня не было.
Ваш, Fon Kraft.
Всем - поменьше разочарований и мошенников в жизни!
Присоединяйтесь к нам в телеграм-канале: https://t.me/fonkraft , чтобы всегда быть в курсе новостей и новых публикаций.
Ну, а пообщаться с единомышленниками и спросить совета можно в нашей Флудилке-Курилке (https://t.me/kraftchat55/27938) на том же Телеграмме
А теперь вам пригодится ссылка на скачивание приложения Яндекс-маркета. потому что иначе не очень удобно рассматривать витрину Миры фон Крафта: любимые товары