Найти в Дзене
Момент истины

Являются ли Свидетели Иеговы лжепророками?

Чарльз Рассел
Чарльз Рассел

За последние сто с лишним лет свидетели Иеговы в своих изданиях, таких как «Сторожевая башня», опубликовали не двести фраз, а в буквальном смысле миллионы. Среди них были мощные аргументы против атеизма и теории эволюции, защита Библии как вдохновленного слова Бога, защита библейской позиции по вопросам нравственности, абортов, блуда, гомосексуализма, провозглашение важных истин о мессианском Царстве и многое другое. Эти издания всегда призывали своих читателей проявлять в жизни христианские качества и подражать Христу. Они показывали, как применение библейских советов полезно в семейной жизни. «Сторожевая башня» принесла утешение и библейскую весть надежды миллионам людей во всем мире.

Казалось бы, евангелические христианские организации должны только приветствовать все сказанное, по крайней мере бóльшую его часть. В конце концов, евангельские христиане тоже верят в Бога, отвергают эволюцию, считают Библию словом Бога, выступают против сексуальной безнравственности и абортов и т.д. Они тоже призывают подражать Иисусу и отражать христианские качества. И можно предположить, что евангелические группы должны найти в «Сторожевой башне» много хорошего. Они должны похвалить свидетелей Иеговы за ревностное распространение этих взглядов во всем мире на сотнях языков. Но увы, это совершенно не так.

Если проанализировать все цитаты из «Сторожевой башни» и других изданий свидетелей Иеговы, которые приводят авторы из числа евангельских христиан, как в печати, так и в Интернете, то обнаруживается, что они не только не хвалят свидетелей за их полезную работу, но последовательно нападают на них, ища любой повод для их дискредитации. Это касается даже цитат из старых изданий, опубликованных больше ста лет назад.[....]

Общество Сторожевой башни для них(критиков) – идеологический оппонент, которого они должны скомпрометировать любой ценой. Они под микроскопом изучают старые номера «Сторожевой башни», выпущенные больше 130 лет назад. Они выбирают только то, что отвечает их целям, а остальное отбрасывают. Они выдергивают цитаты из контекста и придают им такое значение, какого у них не было. Зачем они все это делают? Потому что это их работа! Стоит ли говорить, что такой подход к делу ни с какой точки зрения не является объективным.

К счастью, очень немногие свидетели Иеговы попадаются на подобные методы. Настоящие цели и мотивы их авторов обнаруживаются очень просто. Все, кто хочет им верить, уже давно поверил, а остальные извлекли ценный урок.

Однако мы не должны отвергать критику только потому, что у нее неправильные мотивы. Даже самые предвзятые и недоброжелательные люди могут быть правы, пусть и частично. Как христиане мы должны уметь различать, помня библейскую притчу: «Неопытный верит всякому слову, а рассудительный обдумывает свои шаги» (Прит. 14:15). Поэтому давайте исследуем ряд утверждений из антисвидетельской литературы. Для примера возьмем такую популярную среди критиков тему, как ложные пророки и пророчества.

Выдергивание из контекста

Стандартная техника критиков – составление различных списков «лжепророчеств», и чем длиннее, тем лучше. Таких списков в Интернете можно найти десятки. Обычно они представлены в виде цитат из «Сторожевой башни» и других изданий свидетелей Иеговы. Хотя бóльшая часть этих цитат верна, их контекст опущен – как ближайший контекст на странице, так и общий, исторический. Даются только те цитаты, которые звучат безальтернативно, и отбрасываются любые цитаты, звучащие гипотетично.

Мы ни в коем случае не отрицаем, что в некоторых публикациях свидетелей Иеговы, особенно ранних, содержалась спекулятивная по своему характеру, а иногда и явно ошибочная информация. Однако факт в том, что обо всех датах, которые критики приводят как «лжепророчества» (1874, 1914, 1925, 1975), в «Сторожевой башне» говорилось гипотетически, как нечто, что может произойти, но не произойдет наверняка. При этом авторы никогда не утверждали, что получали сообщения от Бога, и основывали свои выводы только на
изучении Библии.

Что касается 1874 года, стоит отметить, что «Сторожевая башня» начала публиковаться только в 1879 году, а сам Расселл узнал об этой дате в 1876-м. Поэтому в данном случае не может идти речи ни о каком «лжепророчестве».

Рассмотрим ряд цитат, касающихся других предсказаний «конца света»:

1914: Мы не пророчествуем, мы всего лишь высказываем предположения… Мы вовсе не утверждаем, что в наше толкование пророчества или подсчет хронологии не могут вкрасться ошибки. Мы просто высказали ряд соображений, но принимать их или нет, каждый решает сам на основе собственной веры

1925: Настал 1925 год. Христиане ждали его с большим нетерпением. Многие уверенно ожидали, что все члены тела Христова в течение этого года изменятся к небесной славе. Это может произойти. Это может не произойти. Бог осуществит свои намерения относительно своего народа тогда, когда ему угодно. Христиане не должны чересчур глубоко интересоваться, что произойдет в этом году

1975: Как насчет 1975 года? Что он может означать, дорогие друзья? – спросил брат Френц. – Значит ли это, что к 1975 году закончится Армагеддон и Сатана будет связан? Да, это возможно! Возможно! У Бога все возможно. Значит ли это, что к 1975 году будет уничтожен Вавилон Великий? Возможно. Значит ли это, что на свидетелей Иеговы нападет Гог из Магога с целью уничтожить их, после чего начнет действовать Бог? Возможно. Но мы этого не утверждаем. У Бога все возможно. Но мы не утверждаем. И пусть никто из вас не делает никаких конкретных утверждений о том, что должно произойти до 1975 года

Эти цитаты показывают, что свидетели Иеговы не делали категоричных утверждений, как хотят представить ситуацию критики. Они специально опускают эти и многие другие фразы, в которых виден гипотетический характер предположений, хотя они могут быть в той же самой статье, из которой берутся цитаты. Таким образом они намеренно вводят своих читателей в заблуждение, представляя предположения как пророчества.

Не вдохновлены
Важно учитывать и общий контекст того, что сами авторы публикаций Общества Сторожевой башни говорят о самих себе. Конечно, они молятся Богу о благословении своих трудов и искренне верят, что Бог отвечает на эти молитвы, однако они никогда не делают вид, что вдохновлены Богом, безошибочны или совершенны. Рассмотрим ряд цитат в доказательство этого. Это очень небольшой список, можно привести гораздо больше. Однако мы постарались включить хотя бы по одной цитате за каждое десятилетие истории «Сторожевой башни».

1870-е: Мы не против изменять точку зрения по любому вопросу, а также отказываться от более раннего применения пророчества или стиха, если для этого будет веская причина. Очень важно иметь готовность исправлять ошибки и простые традиции, равно как и узнавать истину… Наш долг – «все испытывать (исправляя ошибки) и хорошего держаться».

1880-е: У нас нет пророческого дара

1890-е: Наши труды не должны почитаться или считаться безошибочными или равными священным Писаниям. Самое большее, что мы утверждаем или когда-либо утверждали относительно наших учений, состоит в том, что мы считаем их гармоничными толкованиями Слова Бога, соответствующими духу истины. И мы по-прежнему, как и раньше, призываем каждого читателя исследовать те данные, которые мы представляем в свете Писаний с доказательствами на основе Писаний, принять все, что они считают доказанным, и отвергнуть все остальное. Именно с целью помочь исследователю отследить обсуждаемую тему в богодухновенном Сообщении мы приводим так много цитат из Писаний, на которых надлежит строить

1900-е: В наши намерения не входит брать на себя роль пророка. Мы лишь хотим обрисовать, что нам кажется довольно вероятным, что является тенденцией в череде событий, сопроводив это обоснованием наших ожиданий

Кто-то может спросить: считаете ли вы себя безошибочными и что каждое предложение в изданиях «Сторожевой башни» абсолютно верно? Конечно же, мы не утверждаем и никогда не утверждали ничего подобного. Из каких мотивов наши оппоненты обвиняют нас в подобном? Не хотят ли они создать ложную предпосылку для оправдания своих атак и введения в заблуждение других?

1910-е: Однако мы не должны осуждать тех, кто с правильным духом выражает несогласие в отношении упомянутой даты (1914) и связанных с ней ожиданий… Мы должны отметить, что допускаем, что совершили ошибку в отношении хронологии, хотя и не видим, где именно она сделана в подсчетах семи времен язычников и их окончании 1 октября 1914 года

1920-е: Многие исследователи допустили грубую ошибку, считая, что Бог вдохновил людей для толкования пророчеств. Иегова вдохновлял святых пророков Ветхого Завета, которые писали под воздействием его силы. Господь направлял своей силой и властью писателей Нового Завета. Однако после дней апостолов ни один человек на земле не был вдохновлен ни для записи пророчеств, ни для их истолкования.

1930-е: Мы не пророки; мы просто верим, что достигли времени окончания времен язычников

1940-е: Это излитие Божьего духа на плоть всех его верных помазанных свидетелей не означает, что те, кто сейчас служит как свидетели Иеговы, вдохновлены. Это не означает, что статьи в этом журнале «Сторожевая башня» вдохновлены, непогрешимы и безошибочны. Это не означает, что президент Общества Сторожевой башни непогрешим, хотя враги ложно утверждают, что мы так считаем… Но мы исповедуем согласно Писаниям, что время такого вдохновения закончилось задолго до 1870 года, о чем говорил и апостол Павел… Вдохновленные высказывания и писания закончились со смертью последнего из двенадцати апостолов, через которого дары духа передавались другим. Однако Бог по-прежнему способен учить и вести нас. Хотя мы не верим, что сегодня кто-то на земле вдохновлен, у нас есть преимущество молиться Богу о его святом духе и руководстве этого духа, данного через Иисуса Христа

1950-е: «Сторожевая башня» не утверждает, что ее высказывания вдохновлены Богом или догматичны. Она призывает к внимательному и критическому исследованию своего содержимого в свете Писаний.

1960-е: Книга [«Вечная жизнь в свободе сыновей Божьих»] просто предлагает хронологию. Вы можете принять ее или отвергнуть.

Однако наша хронология… довольно точна (хотя и, конечно, не безошибочна)

1970-е: Однако стоит отметить, что этот «верный и благоразумный раб» никогда не был вдохновленным Богом или совершенным. Если писания некоторых членов класса «раба», которые образовали христианскую часть Слова Бога, были вдохновлены и безошибочны, то этого нельзя сказать об остальных писаниях, написанных впоследствии. Никакие издания в дни Чарльза Тейза Рассела, первого президента Watch Tower Bible and Tract Society, не являются совершенными. Не были они таковыми и в дни Д.Ф. Рутерфорда, его преемника. И в прошлом, и в наше время не раз было так, что увеличивающийся свет на Слово Бога и исторические данные требовали внесения определенных корректировок

1980-е: Мы не претендуем на безошибочность объяснений, содержащихся в этом издании. Как и живший в древности Иосиф, мы говорим: «Не от Бога ли истолкования?» (Бытие 40:8). В то же время мы убеждены, что изложенные здесь объяснения согласуются с контекстом всей Библии, показывая, насколько точно мировыми событиями наших катастрофических времен исполняются боговдохновенные пророчества

1990-е: Те, кто сегодня принадлежит к собранию истинных христиан, не получают откровений через ангелов, и Бог не наделяет их знаниями сверхъестественным образом. Но у них есть вдохновленное Богом Священное Писание, в котором содержатся откровения о мыслях Бога и его воле. Они – каждый в отдельности и как организация в целом – должны принимать Библию как Божью истину, тщательно ее исследовать и позволять ей «действовать в них» (1 Фес. 2:13)

2000-е: Хотя класс раба назван «верным и благоразумным», Иисус не сказал, что этот класс будет непогрешимым. Эта группа верных братьев-помазанников по-прежнему состоит из несовершенных христиан. Даже при том, что у них самые лучшие побуждения, они, как и их братья в первом веке, иногда могут ошибаться (Деяния 10:9–15; Галатам 2:8, 11–14)

Таким образом, совершенно очевидно, что свидетели Иеговы не претендуют на богодухновенность своих публикаций. Следовательно, утверждение критиков о том, что Общество Сторожевой башни претендует на роль вдохновленного пророка, очевидно ошибочно.

Двойные стандарты и нетерпимость

-2

Протестантский лидер Мартин Лютер считал, что конец наступит уже при его жизни. Он считал, что Турецкая война станет «окончательным гневом Бога, в котором мир придет к концу, а Христос придет, чтобы уничтожить Гога и Магога и освободить своих» Он писал: «Христос дал знак, по которому можно определить, что Судный день близок. Когда турки подойдут к концу, мы сможем уверенно говорить, что Судный день на пороге»

-3

Основатель методизма Джон Уэсли писал: «1836 год: конец невремени (non-chronos) и многих царей; исполнение слова и тайны Бога; покаяние выживших в большом городе; конец „малого времени“ и трех с половиной времен; разрушение востока; заключение Сатаны»

-4

В 1950 году Билли Грэм, известный американский евангелист, заявил на митинге в Лос-Анджелесе: «Я искренне верю, что Господь близко. У нас может быть еще один год или два, чтобы поработать для Иисуса Христа, но, дамы и господа, я уверен, все скоро закончится… два года, и все закончится»

Если бы подобные высказывания принадлежали свидетелям Иеговы, а не Лютеру, Уэсли и Грэму, то они наверняка были бы вписаны в списки цитат, якобы доказывающих, что они являются ложными пророками. Но к протестантским лидерам, которые допускали подобные ошибки, у авторов этих цитат гораздо более благожелательное отношение.

Были ли лжепророками Мартин Лютер, Джон Уэсли и Билли Грэм? Я так не думаю. И по этой же причине я не думаю, что лжепророком является Общество Сторожевой башни, поскольку толкование Библии не равносильно пророчествованию.

Пророчество и толкование

Да, свидетели Иеговы считают, что ими руководит Бог. Но «руководство» – это гораздо более широкое понятие, чем «вдохновение». Вдохновение тоже форма руководства, но есть и другие. Хорошую мысль на эту тему высказывает Стаффорд:

Нельзя проводить знак равенства между ситуациями, когда человек получает безошибочную информацию под вдохновением Бога и когда он черпает руководство из некоего безошибочного источника, будь то Писание или Божий ангел. Почему? В первом случае Бог завладевает человеком, давая ему видение, откровение (иногда во сне) или в трансе. Человек получает мысли и волю Бога, создавая такую информацию, которую он никак не мог узнать сам. Однако во втором случае человек может просто не понять или проигнорировать какие-то отдельные мысли. Точность его утверждений полностью зависит от того, насколько правильно он понял вдохновленный источник

«Пророчество» – это гораздо больше, чем просто предсказание будущего. Это утверждение о том, что человек передает весть непосредственно от Бога. Это не просто интерпретация событий или толкование пророческих мест Библии. Расселл хорошо это понимал, почему и писал: «Самое большее, что мы утверждаем или когда-либо утверждали относительно наших учений, состоит в том, что мы считаем их гармоничными толкованиями Слова Бога, соответствующими духу истины», добавляя: «Мы далеки от того, чтобы притязать на полное вдохновение».

По этой же причине, когда Уэсли решил, что конец придет в 1836 году, он сделал этот вывод на основании собственного понимания Библии. Конечно, это понимание оказалось полностью неправильным, но это не делает его лжепророком. Когда Билли Грэм в 1950-м году заявил, что конец придет через два года, он вовсе не утверждал, что Бог лично сообщил ему об этом во сне или видении. Он просто пришел к такому выводу, сопоставляя мировые события с тем, что узнал из Библии. Ни один терпимый человек не будет из-за этого объявлять Грэма лжепророком. Точно также, когда Лютер заявил, что война с Турцией приведет к концу мира, он грубо ошибся, но опять-таки не стал лжепророком. В другом случае Лютер на основании своего понимания Библии оппонировал Копернику и настаивал, что земля является центром вселенной

Следовательно, Общество Сторожевой башни тоже не является лжепророком по той простой причине, что оно не является пророком. Оно не утверждает, что кто-то из его членов слышал голоса от Бога, видел видения или как-то иначе получал информацию свыше, утверждая то, чего нет в Библии. Да, оно ошибалось при объяснении или толковании отдельных мест Библии, но это же делали и другие религиозные организации.

Свидетели Иеговы не считают, что они выше честной критики, и не скрывают, что ошибались в своих толкованиях. Но честная критика подразумевает уважение к правде – ко всей правде, а не к ее отдельным частям, вырванным из контекста с целью произвести некое нужное критикам впечатление.

Полная статья ЗДЕСЬ(перевод)

Оригинал на английском

Уважаемый читатель, прежде чем оставить комментарий советую прочесть комментарии под оригиналом статьи.

Возможно, вы найдете ответ на возникший у вас вопрос.