Найти тему
На Руси жить хорошо

Кто должен помогать ребенку-инвалиду в детском саду и школе?

Оглавление

В последнее время часто встречаю рассуждения родителей на тему продвигаемой у нас в стране инклюзии (совместного образования обычных детей и детей с особенностями). Содержание большинства этих рассуждений примерно такое: «Из-за этого инвалида мой ребенок что-то не дополучит. Воспитатель или учитель будет заниматься только инвалидом».

Спор в комментариях к одной из таких статей на Дзен и привел меня к вопросу: «А как должно быть?». Надеюсь, информация ниже будет полезна всем родителям любых детей. Родители инвалидов узнают чуть больше о том, что они вправе ожидать от детского учреждения. А родители здоровых детей убедятся, что придумывали инклюзию вовсе не с намерением в чем-то ущемить их «обычных» чад.

Сильнее всего пугает неизвестность. Так попробуем ее немного развеять. Поехали!

Короткое предисловие

Просто, чтобы понимать, откуда «ноги растут» у российской инклюзии.

Россия подписала Конвенцию ООН о правах инвалидов от 13.12.2006 № 16/106. Конвенция предусматривает интеграцию инвалидов в общество и обеспечение обществом условий для этого.

В связи с чем во многие российские законы, регулирующие образование, были внесены дополнения и поправки. Не буду здесь утомлять их перечислением. При желании можно все найти.

Отмечу только, что внедрение инклюзии – это не чья-то разовая «хотелка», а идущий на федеральном уровне процесс, уже закрепленный законодательно. Отменить его локальными усилиями нескольких несогласных родителей вряд ли получится.

А что получится? Думаю, требовать, чтобы учебный процесс был организован так, как предписывает закон. По задумке законодателей не должны страдать ни здоровые дети, ни инвалиды.

Просто, на практике это пока не работает как надо. Например, не все знают, кто такие ассистенты и тьюторы для инвалидов. Про них и поговорим.

Чем отличаются дети-инвалиды и дети с ОВЗ?

Нарушения здоровья бывают очень разными.

Есть нарушение или утрата каких-то физических функций организма. Например, ребенок не может самостоятельно ходить. При этом сохранены когнитивные и часть физических функций, которые требуются для учебы на общих основаниях. То есть у такого ребенка «с головой порядок», он способен видеть и слышать учителя, держать ручку и т.п.

Есть отклонения когнитивные (например, аутизм) и нарушения, которые при «порядке с головой» ограничивают возможности ребенка к учебе (например, ребенок слабовидящий или слабослышащий). То есть учиться-то такие дети могут, но им может понадобиться дополнительная помощь в процессе. Из-за их индивидуальных особенностей – ограниченных возможностей здоровья (ОВЗ).

Из этих различий получаем две разновидности специальных помощников для таких детей.

Ассистенты и тьюторы

Если ребенку с проблемами со здоровьем нужна поддержка именно физического плана – куда-то вкатить, спустить, помочь переодеться и так далее – помогать ему в этом должен ассистент. Пример: умственно здоровый, но маломобильный ребенок, скажем, с ДЦП.

Если ребенку требуется помощник именно в учебе, тот, кто «переведет» слова учителя так, чтобы ребенок все полностью понял и усвоил – то такого помощника называют тьютор. Примеры: ребенок с нарушениями зрения или слуха, ребенок с когнитивными нарушениями, позволяющими учиться. Не учитель должен по нескольку раз повторять что-то одному ребенку с ОВЗ, забив на остальных, а тьютор должен просуфлировать или, при необходимости, после урока дообъяснить.

Пока у нас имеет место путаница в этих понятиях. Что не может не отражаться и на практике. Родители, устраивая маломобильного ребенка с ДЦП в школу, указали, что требуется тьютор – тьютора им и предоставили. Который должен, условно говоря, помогать ребенку уроки делать. Но не таскать его на себе по лестнице, если в школе, допустим, лифта нет.

Напомню, что необходимость предоставить ребенку-инвалиду или ребенку с ОВЗ такого вот помощника для посещения детского сада или школы, прописана в законах. В частности в законе «Об образовании в Российской Федерации».

Когда должен быть ассистент или тьютор

Представим вопрос с двух сторон:

· Для родителей: каждому инвалиду (включая детей) при прохождении медико-социальной экспертизы (МСЭ) устанавливается индивидуальная программа реабилитации. Это отдельный документ, в котором прописывается, что необходимо конкретному инвалиду. В данном случае – ребенку. Там может быть указан ассистент или тьютор для образовательного процесса.

Кроме этого, если есть вопросы по способности ребенка посещать школу самостоятельно, созывается психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК). Члены комиссии также могут дать заключение о необходимости для ребенка тьютора или ассистента.

Решение МСЭ или ПМПК о предоставлении специального помощника ребенку с инвалидностью или ОВЗ является обязательным к исполнению для учреждения образования.

· Для детсада или школы: при приеме в учреждение ребенка с инвалидностью или ОВЗ его следует обеспечить услугами ассистента или тьютора, если такой указан в документах ребенка (программе реабилитации МСЭ или ПМПК).

То есть, по общему правилу, сад или школа обязаны ввести должность тьютора или ассистента, из расчета один сотрудник на 1-6 детей. Закономерный вопрос: где деньги взять? И вот тут самое интересное, о чем обычно помалкивают детские учреждения.

Финансирование образовательных организаций, в которых обучаются дети-инвалиды, идет с повышающим коэффициентом: 2 – для школ, которые посещают дети с нарушениями слуха, и 3 – для детей с опорно-двигательными нарушениями и патологией зрения.

Получается, что когда в администрации школы с грустным лицом говорят родителям: «у нас нет ставки ассистента», при этом дети-инвалиды у них есть – они, скорее всего, лукавят. Наверняка информация об этих детях уже направлена везде, где надо, чтобы шло повышенное финансирование. Просто им интереснее как-то иначе использовать эти средства. А «для отчетности» – «инвалидскую» кнопочку на входе прилепить. В бухгалтерии записать: «оборудование помещений для процесса реабилитации детей-инвалидов» и сумму раз в …цадь побольше стоимости кнопки. Я, конечно, утрирую, но, может, и не далека от истины.

Резюме

Как и все новое и еще «не обкатанное» на практике – инклюзия влечет разные перегибы на местах.

Как же быть родителям? «Изгнать» детей-инвалидов из садика или школы вряд ли получится. Тут и обновленное законодательство сработает (настучат по башке со всех уровней школе или саду), и от повышенного финансирования за инвалидов садик или школа вряд ли откажутся. Это, минуя всякие моральные аспекты :).

Мне видится только один выход: кооперация с родителями «особых» детишек. Большинство из них вполне адекватные люди (исключения, помним, есть везде), которым точно так же не нравится ситуация, когда их ребенок не получает то, что ему положено. Да еще и становится объектом неприязни других родителей да и персонала.

Если родители коллегиально будут требовать от администрации не исключения из сада или школы инвалидов, а обеспечения определенных законом условий для них (в том числе ассистентов и тьюторов), толку может выйти намного больше для всех.

В заключение скажу, что специализированные детские учреждения еще остались, хотя и в меньшем количестве. И, как правило, у родителей «особят» есть выбор, куда отдавать ребенка. Вот только почему-то большинство оставшихся спецшкол работают как интернаты (возможно, потому, что находятся от многих нуждающихся в них далеко).

Не каждый родитель отдаст своего ребенка в интернат. Большинство выбирает сад и школу рядом с домом. Детей с инвалидностью и ОВЗ год от года все больше (увы, это так). А значит, актуальность вопроса с нормальной инклюзией будет только расти.

Затронутые в статье вопросы – только верхушка айсберга под названием «инклюзия». Но и так уже «много буков». Если тема интересна, если есть новые вопросы – прошу писать в комментариях. Попробуем разобраться.