Найти тему

Уроки литературы. Тима Белорусских, как поэт XVIII века

Оглавление

В новом выпуске «Уроков литературы» раскусим Тимину «витаминку» и разберемся, что такое «любовь по-белорусских».

Также по ходу занятия повторим такие понятия, как:

  • жанр;
  • метафара;
  • мотив;
  • сентиментализм;
  • хронотоп;
  • эпитет;

Узнаем, кто такие Джеймс Томпсон и Николай Карамзин.

Гастрономические эпитеты или любовь-еда

В ноябре 2017 года Тимофей Морозов (настоящее имя Тимы Белорусских) выпустил первый ЕР (мини-альбом) «СадыМузы». Как мне кажется, это название сгущенная суть всего Тиминого творчетсва, в котром муза не только вдохновитель стиха, но и главный герой поэтического мира.

Это предположение получает наглядное подтверждение, даже если бегло пробежаться по текстам песен. Бросаются в глаза эпитеты (определение при слове, зачастую выраженное прилагательным, в Тимином случае существительным, которое придает определяемому слову особую красочность) с лексемой «девочка»: «ты девочка-леденец, ты мятная льдинка», «девочка-мечта», «девочка-песня», «девочка - разноцветная витаминка».

В свою очередь, эпитет со словом «мальчик» всего один: «мальчик, ягодный бабл-гам».

Если вдуматься в съедобный ряд «витаминка, бабл-гам, леденец», то напрашивается вывод, что любовь в Тимином мире дело краткосрочное, вкусное, а иногда с горчинкой.

Почему любовь связана именно с едой? Скорее всего это обусловлено трудовым прошлым: до прорывного хита «Мокрые кроссы» Тимофей работал официантом в кафе «Гараж».

Тима Белорусских, концертное фото
Тима Белорусских, концертное фото

Хронотоп 2-х дорог

С приоритетами повествования разобрались — все девочке! Попробуем выяснить, как же складываются отношения между "бабл-гамом" и "витаминкой".

К сожалению, здесь, как и в известном статусе "Вконтакте" — "Всё сложно"! Преградой для счастливого романа служит расстояние, которое «мальчик в мокрых кроссах» самоотверженно пытается пройти:

«И пускай капает, капает с неба
Иду в мокрых кроссах к тебе где бы я не был» («Мокрые кроссы»).

Иногда мальчик почти выполняет свой квест и подходит к возлюбленной на столько, что «ближе уже никого» («Руферы»), но каждый раз это сближение заканчивается скоропостижно. И мальчик снова отправляется в путь, но уже бесцельный:

«Мальчик, ягодный бабл-гам - не знаем, чего хотеть,
Но
движемся в темноте, отключив симку...» («Мальчик бабл-гам»).
«Ты кричишь "уходи" (прощай), и я ухожу, взяв тебя (себе)…» («Цветочный сад»)

В песне «Поезда» автор и сам подтверждает, что для героя существует всего две дороги:

«Миллионы вариантов путей ведут только к тебе или даром…»

Здесь наречье «даром» употребляется в значении «впустую», «не достигая цели». Однако, хронотоп (пространственно-временное единство произведения) имеет ещё одну характерную особенность...

«Миллионы вариантов путей ведут только к тебе или даром…»
«Миллионы вариантов путей ведут только к тебе или даром…»

Небесная бездна или "любить могут одни девчонки"

Как правило, герои Тиминых песен, если все-таки встречаются, то встречаются где-то на высоком месте — на крыше или ещё выше. Именно небесно-высотные мотивы (повторяющиеся образы) являются еще одной особенностью пространственной организации поэтического мира.

Образы солнца, звезд, облаков, дождя, ветра создают мир, в котором летает герой, как во сне, так и наяву: «Взял и полетел мимо всех вершин…», «И мы летаем в снах…», «Я летаю сегодня немного выше облаков…» и т.д.

Краеугольная метафора (слово или выражение в переносном значении) данного ряда «…мы падаем вверх!» из песни «Возвращаться уже поздно». Эта метафора не только передает необычное, перевернутое состояние влюбленного, но и раскрывает истинные переживания героя, на которых возводятся воздушные замки.

Верх, высота или небо — это бездна, мечтательная яма или по-простому «юношеский загон», в который проваливается автор. Т.е. воздушный мир — это классическая история молодого человека, который больше фантазирует, чем чувствует, больше выдумывает, чем любит.

Не зря «девочка-незабудка» упрекала героя:

«Ты любишь говорить: что я тебя не люблю,
Что любить могут одни девчонки» («Незабудка»).

Воздушный замок, как небесная бездна Тимы Белорусских
Воздушный замок, как небесная бездна Тимы Белорусских

Сентиментальный «бабл-гам»

В 20-х годах XVIII века в Англии появилось 4 поэмы шотландского писателя Джеймса Томпсона под общим названием «Времена года», которые стали отправной точкой литературного течения – сентиментализм.

«Фишка» направления: пристальный взгляд к чувствам и переживаниям человека. Основной жанр (группа произведений со сходными формально-содержательными признаками): путевые заметки. Главная тема: любовь, развивающаяся на лоне идеалистической (выдуманной) природы, где пейзаж ничто иное, как продолжение внутреннего мира лирического героя.

Исходя из анализа, Тима Белорусских очень напоминает сентименталиста. Его песенная лирика похожа на путевые заметки «мальчика бабл-гама», который в мокрых кроссах тщетно пытается найти воздушный замок с принцессой. Суть авторских чувств — это «выдуманная трагедия» (имею в виду не биографию, а поэтический мир), которая рождает стихи:

«И все мои сюжеты по твоим картинкам…» («Витаминка»).

Сможет ли Тимофей из сентиментального мальчика стать романтическим героям, как и сентиментализм, перерос в романтизм — сказать сложно. Поэтому для домашки возьмём более приземленный вопрос и порассуждаем над тем,

есть ли что-то общее между стихом сентименталиста Николая Карамзина «Прости» и песней Тимы Белорусских «Я больше не напишу»?

Николай Карамзин
Николай Карамзин

Если понравилось — подписывайтесь на блог! Или следите за выходом новых уроков на личных страницах в Фейсбуке или Вконтакте.

Примечание: впервые опубликовано в газете "Переходный возраст" №18 от 17.05.2020