Современная, условно говоря, «европейская» этика – пожалуй, лучшее, что придумало человечество в плане коммуникаций. Она впервые за много сотен лет освобождена от предрассудков, предвзятости и стереотипов (гендерных, имущественных, расовых etc.) и базируется лишь на ключевых принципах морали, базовой дихотомии добра и зла. И, как следствие, преисполнена уважением к границам другого. Любого другого, причем.
В парадигме этой этики неприязнь в нас может вызвать только тот, кто нарушает именно базовые моральные принципы. Преступник. Лжец. Разжигатель вооруженных конфликтов. Агрессор. Пройдоха. Манипулятор. Smooth operator. Ну просто потому, что все эти люди причиняют явный и недвусмысленный вред другим. И поэтому мы их не любим и иногда такую сильную неприязнь испытываем, что кушать не можем.
Как в нормальной современной этике можно экологично выразить эту неприязнь? Забанить в соцсетях, во-первых. Перестать общаться. Начать вести блог, где выражение этой неприязни происходит в корректной форме с соответствующей аргументацией. Учредить Фонд борьбы с коррупцией и, наконец, открыто протестовать против несправедливости и насилия в разрешенных законом (!) формах – протестное голосование, наблюдение на выборах, пикеты, митинги.
Все это, еще раз подчеркну, абсолютно приемлемо, экологично, этично и законно.
Что происходит в парадигме так называемой перевернутой этики?
Здесь вполне допустимо испытывать неприязнь к другим людям по самым разным причинам. Например, потому что они слишком толстые или худые, слишком светло- или темнокожие, слишком больные или здоровые, говорят на другом языке или едят какую-то не такую еду.
Допустимо виртуально «залезать» в чужую кровать и осуждать человека за его личную жизнь.
Допустимо ненавидеть тех, кто обладает какими-то недоступными тебе качествами – более красивых, более профессиональных и успешных, более смелых и добрых.
Ну и конечно, вполне допустимо и даже логично ненавидеть тех, кто справедливо и объективно тебя критикует и осуждает за, например, ложь, воровство, лицемерие или эскалацию насилия.
Как носители перевернутой этики выражают свою неприязнь?
Едкими насмешками или прямыми оскорблениями, если речь идет о личном общении. Грубыми неинформативными комментариями в соцсетях и блогах. Всевозможными формами перехода на личности. Выбором предельно низкой лексики типа «мразь», «тварь», уменьшительные формы имени, демонстрирующие пренебрежение, и другие приемы лексической агрессии. Финансовым насилием. Тактикой преследования и запугивания. И, наконец, физическим насилием, устранением врагов.
Очевидно, какая из форм неприязни и ее выражения предпочтительнее. И более чем очевидно, какая этическая норма является, простите за повтор, нормальной.
Не нужно высшее образование, чтобы понять эту простую вещь. Если вы допускаете, что можно убивать за критику, то вы допускаете, что это можно сделать и с вами. Например, с теми, кто пишет оскорбления в комментариях в статье.
Но вы же этого не допускаете, правда?