Сфера действия:
К правоотношениям, возникающим при выпуске, учете и обращении цифровых финансовых активов в соответствии с настоящим Федеральным законом, в том числе с участием иностранных лиц, применяется российское право.
- Либо: российское право применяется только к тем финансовым активам выпуск, учет и обращение которых происходят именно так как описано в Законе. Если же они происходят не так, то ним вообще не применяется российское право. Даже если все участники сделки резиденты РФ, все сервера в РФ, предмет сделки акции или денежные обязательства российской компании, но ИС работает не так как описано в законе — то она вне действия российского права.
- Либо: российское право применяется к любым ЦФА описанным в законе, даже для иностранных лиц, то есть если предмет сделки подпадает под определение ЦФА в законе, даже если стороны сделки иностранные лица, к сделке должно применяться российское право.
Тогда российское право распространяется на деятельность всех фондовых бирж в мире торгующих облигациями и другими инструментами подпадающими под определение ЦФА по российскому праву. Например закон может регулировать деятельность Лондонской фондовой биржи если там осуществляются сделки с электронными облигациями и другими активами подпадающими под понятие ЦФА.
Как мы уже видим - на практике будет осуществляться запрет на доступ резидентов РФ к любым “информационным системам” не соответствующим требованиям Закона, т.е. к любым не одобренным Банком России, в том числе к зарубежным биржам и системам основанным на блокчейне, кроме как через “оператора обмена цифровых финансовых активов” (см. п. 1 ст. 10 Закона).
ЦФА - цифровые права, включающие денежные требования, возможность осуществления прав по эмиссионным ценным бумагам, права участия в капитале непубличного акционерного общества, право требовать передачи эмиссионных ценных бумаг, которые предусмотрены решением о выпуске цифровых финансовых активов в порядке, установленном настоящим ФЗ , выпуск, учет и обращение которых возможны только путем внесения (изменения) записей в информационную систему на основе распределенного реестра, а также в иные информационные системы.
Статья 141.1. Цифровые права - названные в таком качестве в законе обязательственные и иные права, содержание и условия осуществления которых определяются в соответствии с правилами информационной системы, отвечающей установленным законом признакам. Осуществление, распоряжение, в том числе передача, залог, обременение цифрового права другими способами или ограничение распоряжения цифровым правом возможны только в информационной системе без обращения к третьему лицу.
Поскольку ЦФА названы в законе в качестве цифровых прав, следует предположить, что на них распространяются положения ст. 141-1 ГК РФ.
Однако ЦФА согласно закону являются не все цифровые права, например “утилитарные цифровые права” определенные в ст. 8 ФЗ "О привлечении инвестиций …"’ к ЦФА не относятся. К ЦФА относятся только четыре вида цифровых прав:
1. денежные требования-
требования передачи денег, т.е. рублей РФ или иностранной валюты, криптовалюты, такие как биткойни эфир, с точки зрения законодательства РФ деньгами не являются.
2. возможность осуществления прав по эмиссионным ценным бумагам.
ст. 2 ФЗ "О рынке ценных бумаг" это любые ценные бумаги, которые характеризуются одновременно следующими признаками:
•закрепляют совокупность имущественных и неимущественных прав, подлежащих удостоверению, уступке и безусловному осуществлению с соблюдением установленных настоящим Федеральным законом формы и порядка;
•размещаются выпусками или дополнительными выпусками;
•имеют равные объем и сроки осуществления прав внутри одного выпуска независимо от времени приобретения ценных бумаг;
(акции, облигации, опционы эмитента и рдр).
3. права участия в капитале непубличного акционерного общества.
А не права участия в других хозяйственных общества –ООО.
4. право требовать передачи эмиссионных ценных бумаг
Не используется термин токен.
Родовое понятие – цифровое право (который, по сути, и является токеном). При этом в зависимости от того, какие права предоставляется по такому цифровому активу они могут разделяться на утилитарные цифровые права и ЦФА .
Утилитарные цифровые права (продуктовые токены), в соответствии с российским законодательством выпускаются только на инвестиционных платформах (краудфандинговые площадки) и могут предоставлять право требования услуг и товаров, передачи интеллектуальной собственности.
В то же время ЦФА предоставляют права денежного требования, возможность осуществления прав по эмиссионным ценным бумагам, права участия в капитале непубличного АО, право требовать передачи эмиссионных ценных бумаг.
Выпуск ЦФА в рамках ICO: с одной стороны, происходит выпуск ЦФА, которые могут представлять собой права денежных требований и другие права, с другой – если осуществляется выпуск ЦФА в виде эмиссионной ценной бумаги, то такие ЦФА регулируется законодательством о рынке ценных бумаг.
Поэтому с одной стороны, схема похожа на подход во Франции, где существует регулирование процедуры ICO для продуктовых токенов, при этом понятие продуктовых токенов довольно широкое: токен может давать не только право на получение товара или услуги, но может и иметь некоторые признаки ценных бумаг, при этом токены, которые полностью схожи по признакам ценных бумаг или финансовых инструментов, выпускаются с учетом законодательства о ценных бумагах. С другой стороны, в части регулирования ЦФА в виде эмиссионных ценных бумаг, законодатель пошел по схеме США, Швейцарии, некоторых стран ЕС, где к токенам, схожим по своим признакам с ценными бумагами, применяется законодательство о рынке ценных бумаг и производных финансовых инструментов. То есть, закон дает возможность законного выпуска и продуктовых токенов
6. В информационных системах, в которых осуществляется выпуск ЦФА, также может осуществляться выпуск ЦП, включающих одновременно ЦФА и иные ЦП .При этом выпуск, учет и обращение цифровых прав, включающих одновременно ЦФА и иные ЦП ,осуществляются в соответствии с требованиями настоящего ФЗ к выпуску, учету и обращению ЦФА.
7. Для целей настоящего Федерального закона под распределенным реестром понимается совокупность баз данных, тождественность содержащейся информации в которых обеспечивается на основе установленных алгоритмов (алгоритма).
То есть это любая совокупность баз данных, в которых осуществляется репликация и или периодически выполняется backup, любые базы данных работают на основе установленных алгоритмов. Т. О. любая система, в которой несколько баз данных синхронизируют данные с точки зрения Закона является “распределенным реестром”. Любая банковская информационная система формально с 01.01.2021 будет считаться “распределенным реестром”
Определение блокчена стандарт ISO 22739:2020 (en) Блокчейн и технологии распределения реестра — Блокчейн— распределенный реестр с подтвержденными блокамиорганизованными в последовательно добавляемую цепочку с использованием криптографических ссылок. Блокчейныорганизованы таким образом чтобы не допускать изменения записей и представлять законченные определенные неизменные записи в реестре.
Распределенный реестр — реестр (записей), который распределен в наборе распределенных нод (или узлов сети, серверов) и синхронизирован между ними с использованием механизма консенсуса. Распределенный реестр спроектирован таким образом чтобы: не допускать изменения записей (в реестре); обеспечивать возможность добавления, но не изменения записей; содержать проверенные и подтвержденные транзакции.
8. Для целей настоящего Федерального закона под узлами информационной системы понимаются пользователи информационной системы на основе распределенного реестра, обеспечивающие тождественность информации, содержащейся в указанной информационной системе, с использованием процедур подтверждения действительностивносимых в нее (изменяемых в ней) записей.
9. Понятия "информационная система" и "оператор информационной системы" используются в настоящем ФЗ в значениях, определенных -ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации".
информационная система — совокупность содержащейся в базах данных информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий и технических средств
оператор информационной системы — гражданин или юридическое лицо, осуществляющие деятельность по эксплуатации информационной системы, в том числе по обработке информации, содержащейся в ее базах данных.
требований к информационной системе в которой могут осуществляться записи с помощью которых осуществляется учет обращение ЦФА таковы, чтотехнически такая информационная система не может быть блокчейном или распределенным реестром в общепринятом понимании этих терминов.
у такой информационной системы должен быть оператор информационной системы!
Решение о выпуске ЦФА возможно не иначе как с размещением на сайте оператора ИС этого решения. То есть если оператор отказывается разместить у себя на сайте такое решение, то выпуск ЦФА по Закону произвести нельзя.
Оператором ИС может быть только российское юридическое лицо, и только после включения его Банком России в “реестр операторов информационных систем” (п. 1 ст. 5 Закона). При исключении оператора из реестра операции с ЦФА в ИС приостанавливаются (п. 10 ст. 7 Закона)
Оператор ИС, в которой осуществляется выпуск ИС, обязан обеспечить возможность восстановления доступа обладателя цифровых финансовых активов к записям информационной системы по требованию обладателя цифровых финансовых активов, если такой доступ был им утрачен (пп. 1 п. 1 ст. 6 Закона) - у оператора все же должен быть полный контроль над правами пользователя:
Некоторые ЦФА могут приобретаться только квалифицированными инвесторами.
В соответствии с п. 7 ст. 6 Закона Последствием приобретения ЦФА соответствующих признакам, определенным Банком России в соответствии с ч. 9 ст.4 настоящего ФЗ , лицом, которое не является квалифицированным инвестором, в том числе при неправомерном признании указанного лица квалифицированным инвестором, является возложение на оператора информационной системы, в которой осуществляется выпуск таких цифровых финансовых активов, обязанности по требованию указанного лица, которое приобрело цифровые финансовые активы, приобрести у него эти цифровые финансовые активы за свой счет и возместить ему все понесенные им при этом расходы.
То есть по сделкам с ЦФА приобретение которых может осуществляться только лицом, являющимся квалифицированным инвестором, переход ЦФА будет осуществляться не иначе как с одобрения оператора ИС!
В результате введения определений операторов (ст. 5 и ст. 10 Закона о ЦФА) можно сказать, что уровень дискреции ЦБ РФ выходит за рамки установленных законодательством полномочий, поскольку наделяет его функциями по регулированию большинства операций, связанных с применением «информационных систем», а не только использующих криптографию или распределенные реестры.
ICO
В целом закон устанавливает ряд требований, которые действуют в других странах в отношении процедуры проведения ICO (Швейцария, Франция, США): закон определяет подробные требования к white paper (решению о выпуске цифровых финансовых активов), требования к донесению информации об ICO до инвесторов (требования о публикации решения о выпуске) и др.
Закон устанавливает требования к информационной системе, в которой осуществляется выпуск ЦФА. Стоит отметить, что такая информационная система должна включаться в реестр Центрального банка, что, с одной стороны, позволяет ICO не затрачивать дополнительно деньги на создание своей собственной системы выпуска токенов, с другой – ограничивает возможность использовать собственные системы, которые придется регистрировать, хотя требования к информационной системе обременительны только с точки зрения требований к участникам (о деловой репутации и квалификации), необходимости создания внутренних правил и системы безопасности и др., а требования, например, в отношении капитала отсутствуют.
Информационная система также является ответственной за доступ к активам, бесперебойность и непрерывность функционирования, целостность и достоверность информации о ведении реестра пользователей информационной системой, что заставляет систему принимать соответствующие организационные меры и меры безопасности.
Цифровая валюта
Цифровая валюта - совокупность электронных данных (цифрового кода или обозначения), содержащихся в ИС , которые предлагаются и (или) могут быть приняты в качестве средства платежа, не являющегося денежной единицей РФ, денежной единицей иностранного государства и (или) международной денежной или расчетной единицей, и (или) в качестве инвестиций и в отношении которых отсутствует лицо, обязанное перед каждым обладателем таких электронных данных, за исключением оператора и (или) узлов информационной системы, обязанных только обеспечивать соответствие порядка выпуска этих электронных данных и осуществления в их отношении действий по внесению (изменению) записей в такую ИС ее правилам.
Под данное в Законе о ЦФА определение цифровой валюты могут подпадать и бонусы, например, а также используемые в электронной коммерции сертификаты
-Что такое “международной денежной или расчетной единицей” - Ripple или биткойн, и, таким образом, на них не будут распространяться ограничения предусмотренные законодательством РФ о цифровых валютах.
- “в отношении которых отсутствует лицо, обязанное перед каждым обладателем таких электронных данных” - речь идет о классических криптовалютах вроде биткойнаили эфира, которые создаются централизованно и не означают обязательств какого-либо лица.
Если же такое средство платежа означает денежное обязательство какого-либо лица (например стейблкойна) - то оборот таких инструментов в РФ будет незаконным вне одобренных Банком России информационных систем или не через зарегистированных операторов обмена, в силу того что такие инструменты подпадают под определение ЦФА.
Резиденты РФ согласно закона имеют право иметь, покупать и продавать цифровую валюту, брать и давать ее в долг, дарить, передавать по наследству, но не имеют права использовать ее для расчетов за товары, работы и услуги (п. 5 ст. 14 Закона):
Юр. лица, личным законом которых является российское право, филиалы, представительства и иные обособленные подразделения международных организаций и ин. Юр. лиц, компаний и других корпоративных образований, обладающих гражданской правоспособностью, созданные на территории РФ , физ.лица , фактически находящиеся в РФ не менее 183 дней в течение 12 следующих подряд месяцев, не вправе принимать цифровую валюту в качестве встречного предоставления за передаваемые ими (им) товары, выполняемые ими (им) работы, оказываемые ими (им) услуги или иного способа, позволяющего предполагать оплату цифровой валютой товаров (работ, услуг).
То есть цифровую валюту резидент РФ может купить, за доллары у нерезидента, и может продать за рубли резиденту. При этом, используемая информационная система в которой это происходит может не отвечать требованиям изложенным в законе к информационной системе в которой выпускаются ЦФА согласно этому Закону.
Но резидент РФ не может цифровую валюту принимать в оплату или рассчитываться нею за товары, работы, услуги.
похоже на режим использования иностранной валюты в РФ, хотя следует подчеркнуть что ЦВ иностранной валютой не является, и нормы законов об иностранной валюте напрямую к ЦВ неприменимы. Резиденты РФ также имеют право иметь, покупать и продавать иностранную валюту. Но использовать, скажем, доллары США, для расчетов не разрешено.
Цифровую валюту можно внести в уставны капитал -внесение в уставной капитал не является операцией продажи работ или услуг, мы полагаем, что данный Закон не запрещает такие операции и в будущем.
“цифровая валюта” полученная резидентом РФ при продаже своих товаров, работ, услуг в обмен на цифровую валюту до вступления в силу Закона, после его вступления в силу должна считаться правомерно приобретенным имуществом.
Согласно данному в Законе о ЦФА определению, цифровая валюта признается средством платежа и может являться инвестицией.
Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ) определяет виртуальную валюту как средство выражения стоимости, которым можно торговать в цифровой форме и которое функционирует в качестве (1) средства обмена; и/или (2) расчётной денежной единицы; и/или (3) средства хранения стоимости, но не обладает статусом законного платёжного средства ни в одной юрисдикции.
Таким образом, в соответствии с данным определением, виртуальные валюты не являются законным средством платежа, но могут быть использованы в качестве расчетной единицы по согласию сторон. Поэтому уже сегодня страны (США, страны ЕС, Швейцария) признают и принимают криптовалюты в качестве договорного средства платежа.
Что запрещено в России. криптовалюта — это токены, по которым отсутствует обязанная сторона (п. 3 ст. 1 Закона о ЦФА)
Такое определение от противного позволяет отнести к криптовалюте огромное количество различных электронных записей (все аккаунты, игровую валюту и т.п.)
Поэтому авторы закона дополнили: криптовалюта — это не любые записи, а те, что могут быть либо средством платежа, либо средством инвестирования
Однако инвестиции в законодательстве определяются очень широко (Федеральныйзакон от 25.02.1999 № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений») — как вложение в объекты предпринимательской и иной деятельности с целью получения дохода.
Законе о ЦФА законодатель прямо перечислил подобные ситуации, указав, что цифровую валюту в них следует считать имуществом — в частности, в рамках антиотмывочного законодательства (ст. 17), конкурсной процедуры (ст. 19), исполнительного производства (ст. 21), антикоррупционного законодательства (ст. 22). При этом обойдены чисто частноправовые имущественные массы — не описан режим цифровой валюты, к примеру, в рамках совместно нажитого имущества супругов или уставного капитала.
СУБЪЕКТНЫЙ СОСТАВ УЧАСТНИКОВ РЫНКА
1. Операторы обмена цифровых финансовых активов
Согласно ч. 1 ст. 10 Закона:
Сделки купли-продажи ЦФА, иные сделки, связанные с ЦФА, включая обмен ЦФА одного вида на ЦФА другого вида либо на ЦП, предусмотренные законом, в том числе сделки с ЦФА, выпущенными в ИС , организованных в соответствии с иностранным правом, а также сделки с ЦП, включающими одновременно ЦФА и иные ЦП, совершаются через оператора обмена ЦФА, который обеспечивает заключение сделок с ЦФА путем сбора и сопоставления разнонаправленных заявок на совершение таких сделок либо путем участия за свой счет в сделке с ЦФА в качестве стороны такой сделки в интересах третьих лиц.
Согласно Закону в РФ выпускать ЦФА используя блокчейннельзя, согласно Закону любая информационная система, в том числе “распределенный реестр” должны быть централизованы!
Однако, эта статья дает право резидентам РФ совершать сделки с ЦФА выпущенными в информационных системах, организованных в соответствии с иностранным правом (то есть в информационных системах которые уже не должны соответствовать требованиям российского права), если такие сделки обеспечиваются оператором обмена ЦФА (далее — ООЦФА).
ООЦФА может обеспечивать заключение таких сделок двумя способами, указанными в Законе:
1) Путем сбора и сопоставления разнонаправленных заявок на совершение таких сделок.
2) Путем участия за свой счет в сделке с ЦФА в качестве стороны такой сделки в интересах третьих лиц.
Т.О., ООЦФА может продавать и покупать цифровые валюты за деньги (в сделках с резидентами РФ — за рубли, с нерезидентами за иностранную валюту).???
Одно и то же лицо может быть оператором обмена ЦФА и оператором ИС в которой осуществляется выпуск и обращение ЦФА.
ООЦФА - аналог криптобиржи. Банк России будет вести “реестр операторов обмена цифровых финансовых активов”, и осуществлять такую деятельность смогут только лицавнесенные в реестр.
ООЦФА в РФ может таким образом выступать шлюзом между “иностранными”, децентрализованными системами (Ethereum), и финансовой системой РФ.
Так же как и на криптобиржах, на аккаунтах пользователей в ООЦФА могут отражаться права на активы выпущенные в децентрализованных системах, и они даже могут передаваться с аккаунта одного пользователя на аккаунт другого пользователя, а также покупаться и продаваться за деньги. Напрямую покупать ЦФА за ЦВ в РФ нельзя, но ООЦФА может предоставлять возможность продать ЦВ за деньги, и купить за эти же деньги ЦФА.
То есть в централизованной ИС могут осуществляться операции с ЦФА выпущенных в централизованных “иностранных” системах, в частности может осуществляться их получение от иностранных контрагентов из децентрализованных систем, или отчуждение иностранным контрагентам в выводом в децентрализованную систему.
Например: ООЦФА может предоставлять резидентам РФ услуги по приобретению определенного вида ЦФА выпущенного на блокчейне Ethereum. Приобретенный актив в системе Ethereum находится на адресе ООЦФА (из положений Закона вытекает что ООЦФА может это делать), а в информационной системе оператором которой выступает ООЦФА этот актив будет отражаться на счету резидента РФ(это даже удобнее для резидента РФ работу с такими активами, если для него более привычной является работа с централизованными системами доступ к которым осуществляется с помощью логина и пароля, чем с децентрализованными системами на основе криптографических ключей, потеря которых не предполагает возможности восстановления доступа).
Резидент РФ у которого на счету в ООЦФА имеются ЦФА, может эти ЦФА с помощью ООЦФА продать или обменять, причем другой стороной сделки может выступить как резидент имеющий аккаунт у того же ООЦФА, так и нерезидент пользующийся децентрализованной “иностранной” системой.
Выпуск ЦФА, оборот.
Лица, осуществляющие выпуск ЦФА
это лица, имеющие право осуществлять действия по внесению в информационную систему, в которой осуществляется выпуск ЦФА, записи о зачислении ЦФА их первому обладателю – осуществлять выпуск ЦФА. В соответствии со статьей 2 Закона о ЦФА к таким лицам относятся индивидуальные предприниматели и юридические лица.
При этом, лица, осуществляющие выпуск ЦФА, совсем не обязательно должны самостоятельно создавать и обеспечивать функционирование информационной системы (далее – ИС), в которой осуществляется выпуск ЦФА.
Для этого предусмотрен другой особый субъект – оператор информационной системы, в которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов.
Оператор информационной системы
Оператор информационной системы, в которой осуществляется выпуск ЦФА (далее – Оператор ИС ЦФА) – это российское юридическое лицо, включенное в реестр операторов информационных систем, в которых осуществляется выпуск ЦФА. 9
Оператор ИС ЦФА должен утвердить правила ИС (Whitepaper – описание алгоритма информационной системы, требования к пользователям, правила выпуска ЦФА, их обмена и т.д.)
Базовые требования к правилам ИС установлены Законом о ЦФА, но Банк России вправе устанавливать дополнительные требования.
Требованиям к квалификации к сотрудникам:
все органы управления Оператора ИС ЦФА (как единоличный, так и коллегиальные), главный бухгалтер, руководитель службы внутреннего контроля (контролер) и руководитель службы управления рисками (лицо, ответственное за организацию системы управления рисками) (далее – ответственные сотрудники Оператора ИС ЦФА).
Требования ч.7 и 8 статьи 5 Закона о ЦФА:
требования к образованию, опыту работы на аналогичной должности. Кроме того, ответственными сотрудниками Оператора ИС ЦФА не могут быть лица, имеющие неснятую или непогашенную судимость за совершение умышленного преступления, дисквалифицированные лица, бывшие руководители финансовых организаций, чья лицензия была аннулирована за нарушение законодательства Российской Федерации, лица, привлеченные к административной или уголовной ответственности за неправомерные действия при банкротстве, а также лица, чьи денежные средства и имущество заморожены межведомственным координационным органом, осуществляющим функции по противодействию финансированию терроризма.
Дополнительные требования к операторам ИС ЦФА могут быть установлены Банком России
В статье 2 Закона о ЦФА названы еще два специфических субъекта:
первый обладатель ЦФА и номинальный держатель ЦФА.
Первый обладатель ЦФА – лицо, запись о принадлежности которому ЦФА вносится в информационную систему в процессе выпуска ЦФА. И первый, и последующие обладатели ЦФА должны отвечать критериям, установленным в статье 4 Закона о ЦФА: быть включенным в реестр пользователей соответствующей ИС и обладать уникальным кодом, с помощью которого осуществляется доступ к этой ИС с целью получения информации о принадлежащих данному лицу ЦФА и распоряжения ими. Номинальный держатель ЦФА – это лицо, имеющее лицензию на осуществление депозитарной деятельности, не являющееся оператором ИС, в которой осуществляется выпуск соответствующих ЦФА. Участие номинального держателя допускается только в случаях и в порядке, предусмотренных нормативным актом Банка России.
Оператор обмена цифровых финансовых активов.
Ст. 10 Закона о ЦФА.
Оператор обмена цифровых финансовых активов – это кредитная организация, организатор торговли или иное юридическое лицо, отвечающее установленным законом и Банком России требованиям, и включенные в реестр операторов обмена цифровых финансовых активов.
Именно через операторов обмена ЦФА должны совершаться все сделки, связанные с обменом ЦФА. Причем речь идет как о российских ЦФА, так и о ЦФА, выпущенных в информационных системах, организованных в соответствии с иностранным правом.
Коммерческие юридические лица, претендующие на статус оператора обмена ЦФА, должны отвечать следующим критериям:
-личным законом является российское право,
-размер уставного капитала и размер чистых активов не менее 50 миллионов рублей,
- среди участников отсутствуют офшорные компании,
- в организации созданы предусмотренные Законом о ЦФА органы и структуры, а
- ключевые сотрудники соответствуют требованиям к квалификации, установленным Законом о ЦФА.
Для некоммерческих организаций:
- вместо размера уставного капитала и чистых активов законом установлен минимальный размер совокупного ежегодного размера имущественных взносов участников такой организации, составляющий не менее 50 миллионов рублей.
Лица, осуществляющие выпуск ЦФА, обладатели ЦФА и операторы обмена ЦФА объединены в статье 8 закона под общим наименованием – пользователи информационной системы, в которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов.
Требования
закон устанавливает требования «деловой репутации» к исполнительным органам информационной системы, оператора обмена ЦФА. Такие требования включают отсутствие неснятой и непогашенной судимости, отсутствие за последние годы фактов привлечения к административной или уголовной ответственности в связи с банкротством, в связи с деятельностью финансовой организации, сведений о причастности лиц к экстремистской деятельности или терроризму и др. Данный критерий, например, используется в Швейцарии и предъявляется к учредителям и исполнительным органам. В зарубежных странах устанавливаются и требования наличия квалификации (например, иметь специальное образование или доход). Закон также устанавливает требования к квалификации: высшее образование и опыт руководства кредитной организацией или некредитной финансовой организацией или опыт работы в гос органах.
критерий опыта работы в гос органах не используется зарубежными странами, так как этот критерий не подтверждает наличие навыков в сфере экономики, инвестиций, новых технологий. Положительной нормой является требование к оператору информационной системы, в которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, и к оператору обмена ЦФА о наличии службы внутреннего контроля и службы управления рисками. Такие требования распространены во Франции и Швейцарии в рамках проведения ICO, а также диктуются международными стандартами, например, ОЭСР, ФАТФ. Кроме того, оператор обмена ЦФА обязан хранить информацию о сделках с ЦФА не менее 5 лет. Банк России вправе установить дополнительные требования к деятельности информационных систем и операторов обмена ЦФА, например, требования к операционной надежности и требования к предоставлению отчетности. Подобные требования могут усилить транспарентность, а также повысить безопасность. Однако при установлении требований должен учитываться принцип технологической нейтральности, то есть возможность использовать любые технологии безопасности, а не только те, которые разработаны или установлены государством.
Фактически, Биржи и обменники операторы обмена цифровых финансовых активов - криптобиржами, но только для обмена токенов, которые признаются по российскому законодательству цифровыми правами. В соответствии со ст. 141.1 ГК РФ к таковым относятся те, которые признаны цифровыми правами в соответствии со специальным законом. На сегодняшний день такими специальными законами являются ФЗ об инвестиционных платформах и ФЗ о ЦФА. Таким образом, операторы обмена могут организовывать торговлю утилитарных цифровых прав и цифровых финансовых активов. То есть, существующие криптобиржи, торгующие криптовалютами, например, биткоином и эфириумом, не подпадают под определение нового субъекта и остаются неурегулированными. При этом, Закон о ЦФА прямо допускает возможность организации на территории России площадки для обмена криптовалют. В ст.14 ФЗ о ЦФА устанавливается, что организация выпуска и (или) выпуск, организация обращения цифровой валюты в Российской Федерации регулируются в соответствии с федеральными законами. Такой подход отличается от существующих подходов в США, Великобритании и большинстве других стран ОЭСР. В этих странах законодатель распространил уже существующее законодательство о финансовых посредниках и организованных торговых площадках на такие компании. Такому подходу должны подчиняться как криптобиржи, работающие на территории этих стран, так и криптобиржи, оказывающие услуги резидентам этих стран (принцип экстерриториальности).
Банк России
Банк России – ведет реестр операторов ИС ЦФА, может устанавливать дополнительные требования к правилам ИС, определяет признаки ЦФА, которые могут приобретать только квалифицированные инвесторы, к операторам ИС ЦФА и их сотрудникам, определяет порядок подтверждения сведений о пользователях ИС, следит за соблюдением установленных Законом о ЦФА правил и обладает массой других полномочий, которые позволяют ему полностью от начала до конца держать под контролем выпуск и оборот любых ЦФА на территории РФ. В целом, учитывая политику Банка России в отношении криптоактивов, можно предположить, что в ближайшее время не стоит ожидать появления большого количества новых специальных субъектов, а особенно операторов обмена ЦФА и операторов ИС ЦФА. Скорее всего в соответствующие реестры будут включены только крупные и наиболее близкие к Банку России субъекты
Реклама ЦФА
Закон устанавливает требования к рекламе ЦФА, в частности, по идентификации лица, выпускающего ЦФА, требования к информации по ЦФА, требование предупреждать инвесторов, что предлагаемые ЦФА являются высокорисковыми, и их приобретение может привести к потере внесенных денежных средств в полном объеме. Такое требование о предупреждении инвесторов о возможных рисках покупки ЦФА распространено во многих странах (Франция, Швейцария, США). Также установлено, что реклама не должна содержать обещание выплаты дохода по ЦФА, за исключением дохода, обязанность выплаты которого предусмотрена решением о выпуске. Реклама не должна содержать прогнозы роста курсовой стоимости выпускаемых ЦФА, что также является мерой защиты от введения инвестора в заблуждение, чрезмерных ожиданий в отношении инвестиций и обеспечения достоверной оценки инвестором таких инвестиций.
ПОД/ФТ
Благодаря Закону о ЦФА в России появятся новые субъекты, которые обязаны соблюдать законодательство о противодействии отмыванию денежных средств, полученных преступным путем, и финансированию терроризма - операторы информационных систем, в которых осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, и операторы обмена цифровых финансовых активов. Соответствующие изменения вносятся в Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее – ФЗ № 115). Вместе с тем, существующие криптобиржи, торгующие криптовалютами, например биткоин и эфириум, не подпадают под эти определения и остаются вне поле зрения этого закона. Законом устанавливается, что в случае неоднократного в течение одного года нарушения оператором обмена цифровых финансовых активов требований Федерального закона № 115 «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и нормативных актов Банка России, принятых в соответствии с ФЗ № 115, Банк России вправе исключить такого оператора из реестра операторов обмена цифровых финансовых активов. Информационная система, оператор обмена ЦФА, наконец, внесены в законодательство о ПОД/ФТ. Интересно, что информационная система по выпуску ЦФА и оператор обмена ЦФА вправе поручать на основании договора оператору иной информационной системы, в которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, а также иному оператору обмена цифровых финансовых активов проведение идентификации клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя, бенефициарного владельца, если данные операторы относятся к кредитным организациям или профессиональным участникам рынка ценных бумаг. То есть закон позволяет привлекать третьи платформы, которые являются профессиональными участниками рынка, проводить идентификацию при сделках или выпуске ЦФА.
Налоги.
Закон о ЦФА не регламентирует вопросы, связанные с налогообложением цифровых финансовых активов. Таким образом, вопрос налоговых последствий совершения сделок с цифровыми виртуальными валютами остается открытым. При этом в мире вопросы налогообложения чаще всего решаются за счет профильных разъяснений органов налоговой службы по системам уплаты налогов с операций с цифровыми активами.
Т. О. оборот криптоактивов будет подчиняться общим правилам налогообложения, что может привести к ряду затруднений и противоречий и, очевидно, будет работать против развития нового рынка. В настоящее время в России не определен подход к косвенному налогообложению криптоактивов (хотя именно неопределенность в отношении данного вопроса в первую очередь стремились устранить зарубежные регуляторы, например, в ЕС).
Информационные письма затрагивают только отдельные вопросы прямого налогообложения. В частности, Минфин России в Письме от 17 мая 2018 № 03-04-07/33234 выразил свое мнение о налогообложении криптовалютных операций для физических лиц, отметив, что особый порядок налогообложения доходов физлиц при совершении операций с криптовалютами не установлен, физические лица должны самостоятельно исчислить налог и подать декларацию в инспекцию;
Налоговая база по операциям купли-продажи криптовалютопределяется в рублях как превышение общей суммы доходов от продажи криптовалюты над общей суммой документально подтвержденных расходов на ее приобретение;
до законодательного урегулирования вопросов, связанных с обращением и налогообложением криптовалют, при определении налоговой базы необходимо исходить из ст. 220 НК РФ. Ряд разъяснений Минфина России касался корпоративного налогообложения (например, Письма от 28 августа 2018 г. № 03-03-06/1/61152 и от 16 августа 2018 г. № 03-03-06/1/58171).
Минфин подчеркивал, что согласно статье 247 НК РФ объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком, определяемая для российских организаций в общем случае как разница между полученными доходами и произведенными расходами, квалифицируемыми в соответствии с положениями главы 25 НК РФ. Логика положений главы 25 НК РФ подразумевает налогообложение всех доходов, полученных налогоплательщиком при осуществлении деятельности, за исключением поименованных в ст. 251 НК РФ. При этом особый порядок налогообложения доходов при совершении операций с криптовалютой главой 25 НК РФ не установлен. Более позитивное влияние могло бы оказать разъяснение ФНС о характере налоговых последствий совершения операций с криптовалютами, в т.ч. в отношении типовых ситуаций совершения операций с криптовалютами.
Примеры цифровых активов.
Акции/доли компании на блокчейне.
Первой в мире корпорацией акции которой легально были выражены в токенах на блокчейне Ethereum была зарегистрированная в 2016 г. в Республике Маршалловы Острова корпорация CoinOffering Ltd. В уставе корпорации были установлены следующие положения:
Акции корпорации представлены токенами выпущенными в электронном виде в смарт контракте задеплоенном на адресе 0x684282178b1d61164FEbCf9609cA195BeF9A33B5 на блокчейне Ethereum.
Передача акций корпорации может осуществляться только в форме передачи представляющих акции токенов в указанном смарт контракте. Никакая другая форма передачи акций не считается действительной.
В случае CoinOffering Ltd. такие правила устанавливались уставом самой корпорации, используя либеральную юрисдикцию. Подробнее см. Выпуск, управление и торговля акциями на блокчейне, как это было сделано у CoinOffering // FB, 2016-10-25
В настоящее время есть юрисдикции в которых закон прямо предусматривает возможность ведения реестра акций/акционеров на блокчейне, в частности это американские штаты Делавэр (см. Delaware Passes Law Permitting Companies to Use Blockchain Technology to Issue and Track Shares и Вайоминг (см. Caitlin Long What Do Wyoming's 13 New Blockchain Laws Mean? // Forbes, 2019-03-04)
Сейчас есть проекты разрабатывающие платформы для выпуска электронных акций на блокчейне используя законодательство указанных штатов, например, cryptoshares.app
!Новый Закон открывает возможности для создания аналогичных конструкций в РФ. Это могут быть также гибридные конструкции в виде иностранной компании, например в США, у которой выпущены токенизированныеакции на децентрализованном блокчейне, и у которой есть дочерняя компания в РФ, причем эти токенизированныеакции могут приобретаться (и продаваться) резидентами РФ через российского оператора обмена цифровых финансовых активов в соответствии с новым Законом.
Электронные векселя.
Первый вид ЦФА о котором говорит Закон это “денежные требования”.
Наиболее удобным и универсальным видом денежных требований которые могут передаваться от одного лица к другому является вексель.
Вохможно реализовать обращение векселей на блокчейне.
Однако, ст. 4 Федерального закона от 11 марта 1997 г. N 48-ФЗ "О переводном и простом векселе" устанавливает: Переводной и простой вексель должен быть составлен только на бумаге (бумажном носителе)
Возможно ли при этом реализовать на практике “цифровые права, включающие денежные требования” о которых говорит п. 2 ст. 1 Закона в виде токенов на блокчейне?
возможно, исходя из следующего:
В РФ действует Женевская конвенция 1930 года, имеющая целью разрешение некоторых коллизий законов о переводных и простых векселях.
Ст. 3 этой Конвенции устанавливает:
Форма, в которой приняты обязательства по переводному или простому векселю, определяется законом той страны, на территории которой эти обязательства были подписаны.
То есть, ст. 4 ст. 4 ФЗ "О переводном и простом векселе" должна применяться с учетом положений ст. 3 Женевской конвенции 1930 года, имеющей целью разрешение некоторых коллизий законов о переводных и простых векселях.
Если обязательства по векселю были подписаны на территории РФ, то такое подписание должно быть исполнено только на бумаге, если же обязательства по векселю были подписаны в месте где векселя в электронном виде не запрещены, но такой вексель в силу положений Женевской конвенции 1930 года, имеющая целью разрешение некоторых коллизий законов о переводных и простых векселях даже оказавшись на территории РФ и/или во владении резидента РФ будет действительным. Для соблюдения требований Закона, опять, же возможна гибридная конструкция, при которой вексель выпущенный в соответствии с иностранным правом, может рассматриваться в РФ как ЦФА (денежное требование) и, приобретаться/отчуждаться через оператора обмена ЦФА резидентами РФ, пусть даже и формально не считаясь векселем по российскому праву (с учетом положений ст. 4 Федерального закона от 11 марта 1997 г. N 48-ФЗ "О переводном и простом векселе")
Например, выпуск таких электронных векселей в соответствии с нормами английского права возможен на платформе cryptonomica.net/bills-of-exchange. Место выпуска векселя и платежа по векселю при этом может быть в Великобритании, однако такие ЦФА могут приобретаться и отчуждаться российскими резидентами через оператора обмена цифровых финансовых активов, и возможен их вариант обращения в централизованной информационной системе оператором которой является резидент РФ в соответствии с положениями Закона.
Майнинг.
под вопросом бизнес дата-центров, предоставляющих услуги майнерам.
В законе нет термина майнинг, токены и криптовалюта. Но есть термин «цифровая валюта» – средство платежа, не являющееся государственной денежной единицей, инвестицией или обязательством (та же криптовалюта) и
ЦФА – цифровые права, включающие денежные требования, права по эмиссионным ценным бумагам, права участия в капитале непубличного акционерного общества, выпуск, учет и обращение которых возможны только путем внесения записей в информационную систему на основе распределенного реестра, а также в иные информационные системы (те же токены из т.е. цифровые обязательства, содержащие имущественные права)
Цифровой валюте посвящена только одна статья, в которой запрещаются платежи цифровой валютой и распространение информации о возможности оплаты.
как закон соотноситься с законом о краудфандинге, с законом «О банках и банковской деятельности», с законодательством об информационной безопасности.
какой из законов будет применятся? Нечетко определены ЦФА их отличие от единиц учета, разница с криптовалютой.
Нужны подзаконные акты и нормативные документы ЦБ.
Закон полезен для цифровой экономики, поскольку открывает новый этап в регулировании Майнинг разрешен, в рамках этого закона под майнингом понимается выпуск цифровых финансовых активов, причем этим могут заниматься только специальные организации, получившие разрешительную документацию ЦБ РФ.
А вот майниг криптовалют пока не запрещен и не разрешен.
Для дата-центров больше интересны ресурсоемкие вычисления – классический майнинг подтверждения работой (proof-of-work), традиционно используемый при эмиссии криптовалют. Майнить можно по-прежнему, но мало получать криптовалюту – надо иметь возможность ее продать, а законом торговля теперь запрещена.
Остается возврат к серым схемам с выводом криптовалютыза рубеж и переводом вырученных от продажи там денег, нужных для выплат зарплат, расходов на оборудование и электричество, обратно в Россию.
По состоянию на сентябрь 2020 года в Законе о ЦФА нет норм, посвященных непосредственно майнингу, однако в конце августа Минфином России был разослан в профильные ведомства пакет законопроектов о внесении поправок в еще не вступивший в силу Закон о ЦФА.
Наряду с доработанными правилами, касающимися выпуска и оборота цифровой валюты в пакете поправок, присутствует новая норма, посвященная деятельности, направленной на предоставление возможностей использования иностранной цифровой валюты третьими лицами. Предлагается дополнить статью 14 закона о ЦФА положением, разрешающим совершение в Российской Федерации действий, направленных на предоставление возможностей использования иностранной цифровой валюты третьими лицами
Речь идет о майнинге и написании специализированного софта. Однако, в этом же пункте установлен запрет на получение оплаты за такие действия в цифровой валюте. При этом на практике майнеры как правило получают вознаграждение именно в виде криптовалюты. Если предлагаемый Минфином пакет законопроектов будет принят, российским майнерам придется что-то выдумывать, чтобы не попасть под административную или уголовную ответственность, которую также предлагает ввести Минфин.