Найти в Дзене
SCRIPT DOCTOR ОСОКИН

Как албанский лидер Энвер Ходжа предлагал Сталину поделить Югославию: тайны истории Балкан

Российские политики заявляют, что на Балканах опять оживает идея “великой Албании”. В Москве считают, что такие идеи звучат в Косово, населенном в основном албанцами.

Косово исторически было в составе Сербии, но местные албанские лидеры давно уже в одностороннем порядке провозгласили независимость. И вот сейчас российский министр иностранных дел Сергей Лавров говорит, что из столицы Косова Приштины можно слышать великоалбанскую риторику.

Стоит вспомнить, что подобная риторика не раз звучала в прошлом. Мечта о великой Албании особенно активно озвучивалась во время перекройки границ на Балканах – после Первой мировой войны, затем позже во время Второй мировой войны.

А после войны албанский лидер Энвер Ходжа в 1949 году сделал Сталину секретное предложение – о совместных действиях против Югославии.

Фото с сайта: izyumov.ru
Фото с сайта: izyumov.ru

Ходжа хотел при этом присоединить к Албании часть Македонии, она входила тогда в югославскую федерацию.

В Албании уже были созданы советские военные базы, но Москва быстро разругалась с Ходжей, и до войны с Югославией дело не дошло. А в Албании в память о той эпохе противостояния остались многочисленные бункеры.

При коммунистическом режиме было построено 700 тысяч бункеров, их прозвали “пирамиды Энвера”. Сотни тысяч туннелей соединяли бункеры друг с другом. Ходжа любил говорить, что враги могут напасть отовсюду – империалисты с Запада, советские ревизионисты с Востока, внутренние враги - с собственных гор.

В наше время часть давно заброшенных бункеров превратили в общественные туалеты, ресторанчики и кафе. Но власти не знают, что делать с оставшимися – бункеры строились на века, и их невозможно взорвать без серьезных последствий для окружающей среды. Так они и остаются странным дополнением к албанскому пейзажу.

Фото с сайта: alternathistory.com
Фото с сайта: alternathistory.com

Созданный Энвером Ходжей режим рухнул в 1992 году – но идея великой Албании не умерла вместе с ним, она оказалась более живучей. Эти идеи вновь зазвучали, когда в Косово стала действовать АОК – “армия освобождения Косово”.

Появившиеся в крае люди в военной форме имели на рукаве эмблемы с надписью UÇK. Это было сокращение от слов Ushtria Çlirimtare e Kosovës – в переводе с албанского это и означало армия освобождения Косово.

В крае развернулись бои. Албанцы из АОК попытались перерезать дорогу, которая ведет в Косово из центральной Сербии. Эта дорога в столицу края Приштину пролегает через город Подуево. Это была основная магистраль для переброски сербских войск, поэтому бойцы АОК и пытались блокировать дорогу.

Еще одной зоной боев стал скалистые массив под названием Мокра Гора недалеко от Приштины. Кто обладает этой горой, тот может контролировать прилегающую местность и дороги.

И из всех этих районов уходило местное население. Люди говорили, что они бегут, потому что убить могут все – и албанцы, и сербы.

Тем времен руководители АОК стали делать шокирующие заявления. Например, один из представителей командования этой армии сообщил что ставит своей целью присоединение Косово к Албании.

Фото с сайта: topwar.ru
Фото с сайта: topwar.ru

В программе этой организации было также и присоединение к Албании территорий Черногории, где живут албанцы.

Интересно, что эти заявления были сделаны после контактов официальных представителей США с представителями АОК. Возможно, эти встречи приободрили сепаратистов в Косово. Как они заявили, по их мнению, установившийся контакты свидетельствовали, что американцы стали признавать АОК в качестве военной силы.

И в этой армии собрались люди самых разных взглядов. Например, лидер косовских албанцев Ибрагим Ругова предупреждал американцев о марксистских и маоистских симпатиях некоторых руководителей АОК. Это были те, кто начинал свою деятельность в Албании еще во времена коммунистического диктатора Энвера Ходжи – и с его идеями они проникали в Косово.

Но подробнее о взглядах албанских командиров - часто взаимоисключающих - в следующей публикации, в продолжении историй о “великой Албании”.