«Центр Агроаналитики» продолжает серию публикаций о западных живописцах, изображавших труд крестьян и сельский быт.
Сегодня речь пойдет о Питере Брейгеле Старшем (1525—1569) —нидерландском живописце из династии художников, творивших на протяжении 150 лет (шесть мастеров носили эту фамилию).
Питер Брейгель Старший одним из первых в европейской живописи обратился к образу простолюдина, причем у него это исключительно крестьянин. До него простолюдином как основным действующим лицом картины высокая культура не интересовалась.
Он обращается к таким крестьянским темам, как пахота, сев, жатва, а также праздники — всему тому, что составляло круг крестьянской жизни во времена Брейгеля.
Однако взгляд Брейгеля на крестьянина и его жизнь совсем другой, чем ранее был в средневековой живописи. О приятии крестьянского мира свидетельствует обаяние и притягательность брейгелевских произведений.
На картине «Жатва» царит умиротворенность и спокойствие. На переднем плане изображены фигуры крестьян-жнецов: некоторые из них продолжают работу, а другие едят и отдыхают у дерева.
Одно из самых известных его произведений — «Падение Икара». Несмотря на то, что картина написана на мифологический сюжет, на первом плане изображен пахарь, идущий за плугом, и пастух со стадом овец.
Кстати, творчество Брейгеля значительно повлияло на Ван Гога и его художественный вкус, в их работах много общего. У Брейгеля есть портрет крестьянки, крайне схожий с образами Ван Гога: на картине изображена старая крестьянка, открывшая рот, словно собирается крикнуть.
За свою склонность к изображению простых людей и их быта Питер Брейгель Старший получил прозвище Мужицкий.
Подготовлено Юлией Андрийчук