Найти тему
6000 миль до Голливуда

Судный день

Оглавление

(The Day, 2011, США)

Когда наступят всепланетные мир и покой? Тогда, когда замёрзнет солнце, когда рак на горе свистнет и когда Доминик Монахэн перестанет вызывать ассоциации с хоббитом.
Когда наступят всепланетные мир и покой? Тогда, когда замёрзнет солнце, когда рак на горе свистнет и когда Доминик Монахэн перестанет вызывать ассоциации с хоббитом.

Если постапокалиптический сюжет игнорирует попсово-фантастические идеи вроде зомби, инопланетян и мутантов, это уже достойно похвалы. Если постапокалиптический сюжет игнорирует первопричины изгадившего Землю, Большого Песца и отмахивается от зрителя - ай, да что хочешь, то и думай! - это грустно, но ещё терпимо. А вот когда такой сюжет демонстрирует нам ключевую битву Добра и Зла в кромешной ночи, хотя ничто не мешало разыграть это днём или на худой конец при яркой луне, за столь нарочитый фуфел режиссёра надо бить оглоблями. Обмотанными колючей проволокой, облитыми гудроном и подожжёнными.

А ведь только эта дурацкая любовь к "темноте" и портит всю малину малобюджетной картине Дугласа Арниокоски. Потому как больше ругать её, в принципе, не за что, да и дневные сцены сработаны в ней пусть и мрачно, но внятно и смотрибельно.

Так, мисс Эшли Белл!  Постапокалиптический грим можете не смывать - съёмочная площадка "Ходячих мертвецов" на соседнем поле!
Так, мисс Эшли Белл! Постапокалиптический грим можете не смывать - съёмочная площадка "Ходячих мертвецов" на соседнем поле!

Как я заметил выше, причину, отчего мир в "Судном дне" (не путать с "Судным днём" Маршалла) загремел в тартарары, нам не разглашают. Ни намёками, ни полунамёками, как, например, в "Дороге" Хиллкоута, где были заметны следы экологических и тектонических катастроф. В жестоком мире Арниокоски царят лишь поздняя осень да запустение. И никто не боится тут смертельных болезней, радиации, ядовитых испарений, осадков, аномалий, прочих остросюжетных радостей такого рода историй. А единственный больной, которого нам покажут, кашляет от банальной пневмонии. Да и тот, когда нужно, про неё забывает и прыгает не хуже здоровых.

Стращают же нас тем, что все выжившие после Апокалипсиса люди разделились на два сорта. Да-да, примерно как в "Хорошем, плохом злом", только не на тех, у кого заряжен револьвер и тех, кто копает, а на тех, кто с голодухи стал питаться человечиной и тех, кто продолжал ею брезговать.

То есть местные рамсы чем-то схожи с сегодняшним непримиримым конфликтом мясоедов и веганов. С той лишь разницей, что у нас покамест первые не едят вторых, а в "Судном дне" людоеды хавали "консерваторов" за милую душу. Вдобавок с каждым днем тех становилось всё меньше, а значит их экологически чистое мясо превращалось в натуральный деликатес.

Кое-что человеческое здесь, однако, даже каннибалам не чуждо. По крайней мере своих детей и парикмахеров они не едят.
Кое-что человеческое здесь, однако, даже каннибалам не чуждо. По крайней мере своих детей и парикмахеров они не едят.

Группа из пятерых "выживальщиков" под командованием сурово-лопоухого Рика (Доминик Монахэн) тоже придерживалась классических гастрономических убеждений. И вот по пути неизвестно откуда в неизвестно куда она выдохлась и проголодалась. Поэтому решила остановиться на отдых в заброшенном особняке, где ещё можно было укрыться от непогоды, перекусить, малость отлежаться, высушить портянки и пересчитать оставшиеся патроны.

Так как вслед за пересчётом Риком патронов в моём рассказе грозят последовать одни спойлеры, на этом и остановлюсь.
Замечу лишь, что межчеловеческие отношения внутри этой пятёрки тоже не дают нам заскучать. И радуют не только неизбежными психологическими конфликтами, но и внезапными откровениями с крутыми поворотами.
Почти каждому из этих героев успеваешь по ходу фильма сопереживать, и каждого будешь в определенные моменты ненавидеть. Что для незамысловатого вроде бы боевика дорогого стоит. И нагнетает саспенс даже в спокойные минуты, когда не гремят выстрелы и в окрестных кустах не матерятся каннибалы.

Главное отличие в этом мире людоедов от обычных людей, это... это... Да, в общем-то, и никакого.
Главное отличие в этом мире людоедов от обычных людей, это... это... Да, в общем-то, и никакого.

***

В общем, кабы не отвратительно снятое финальное побоище в непроглядной темноте, "Судный день" Арниокоски мог бы заслужить от меня одни сплошные похвалы. Однако самую мякотку Дуглас в итоге и запорол - ладно хоть заключительные аккорды боя осветил рассветными лучами солнца, и на том спасибо. Поэтому хвалить его кино приходится сдержанно и без энтузиазма, а оставлять то в коллекции нет ни желания, ни резона, ибо пересматривать его точно не станешь.

P. S. Кстати, при всём при этом финальная сцена перед титрами - и вовсе одна из лучших сцен, что я когда-либо видел в пост- и апокалиптических боевиках. Внезапная, как удар током, и цинично-жгучая настолько, что от неё мог бы прикурить сигару даже Тарантино. Вот конкретно за неё готов аплодировать стоя.

Трейлер фильма: