Найти в Дзене

Коллекционирование как увлечение, и его ценность, растущая с годами

Вы не поверите, но живопись, часы и бриллианты растут в цене куда меньшими темпами, нежели памятные монеты и медали. Но как оценить радость коллекционирования? Нумизматика — та область, где страсть превалирует над выгодой, а пафос уступает место тихой гордости.

Изделиями «Императорского Монетного Двора» можно открыто любоваться и тихо гордится. Созданные лучшими мастерами-медальерами, отчеканенные по технологии «пруф» и «пруф-лайк», они представляют собой настоящие произведения искусства.

Богатейшие собрания нумизматики были у большинства представителей российской знати. Это традиция со времён Петра Первого. Расцвет медальерного искусства приходится на вторую половину XVIII века. Восшествие на престол Екатерины II отметили чеканкой особой коронационной медали, на которой императрица представала в образе «торжествующей Минервы». Исторически сложилось, что памятные медали рассматриваются в качестве проводников государственной идеологии, как сказали бы сегодня, — средством идеологической борьбы. Так, по повелению Екатерины II чеканится серия медалей, посвящённых «высоко славным деяниям Императора Петра Великого».

Напрашивается параллель с выпуском «Императорским Монетным Двором» своих коллекций и особенной юбилейной памятной медали «75 лет Великой Победы» диаметром 100 мм из чистого серебра высшей пробы весом 1 килограмм. Уникальную медаль в торжественной обстановке передали на вечное хранение в Музей Победы на Поклонной горе. К слову, обычай передавать в музей все оттиски с Государственного монетного двора ввёл император Николай I. Определённый им порядок пополнения государственной медальерной коллекции сохранялся до советских времён включительно.

-2

В чём секрет притягательности миниатюр из звонкого металла? То, что среди искусствоведов зовётся пластикой малых форм, требует от мастера ясного понимания задачи, продуманности композиции, особого чувства рельефа. Того же можно пожелать графику, живописцу или скульптору-монументалисту, однако миниатюра заостряет, фокусирует эти качества. На медали или монете при всём желании не уместишь того, что подойдёт для живописного полотна, гравюры или настенного барельефа.

В малой форме главенствует язык аллегорий и символов. И ощущение ответственности перед вечностью, — ведь неслучайно слова «медаль» и «металл» происходят от общего корня. В конечно счёте, «человек есть мера всех вещей». Этот постулат, выведенный ещё античными философами, точнее прочего объясняет широкое увлечение коллекционированием. Это потребность преумножить и донести до потомков непреложные ценности бытия.

-3